Прокуратура Ивановской области возбудила уголовное дело против журналиста, опубликовавшего сатиру на российского президента. Эксперты считают, что дело не имеет юридических перспектив, но допускают, что при наличиии политической воли оно может быть доведено до суда. Журналист же уверен, что прокуратура выслуживается перед местной властью.
Признаки преступления правоохранительные органы усмотрели в статье редактора интернет-издания "Курсив" Владимира Рахманькова, опубликовавшего 18 мая статью "Путин как фаллический символ России". В этом материале журналист высмеивает последнее президентское послание Федеральному собранию, которое считает "полубредовым". Рахманьков критикует президента за то, что он мотивировал необходимость решения демографической проблемы нехваткой военнослужащих в рядах российской армии. Журналисту также не нравится, что Путин не назвал точную дату, когда начнут выплачивать четверть миллиона рублей за второго ребенка.
Редактор "Курсива" считает, что в своем последнем послании президент совершил со страной акт, о котором не подобает говорить в приличном обществе, и предлагает теперь продавать сувениры, на которых президент будет изображен в форме соответствующей части тела. По мнению Рахманькова, послание оказало неизгладимое впечатление на чиновников, которых он сравнивает со сперматазоидами. Однако все усилия президента и правительства пойдут прахом, считает журналист и объясняет: "Бабы - они не дуры". По мнению Рахманькова, пока завету Путина следуют только животные ивановского зоопарка, в том числе несколько редких видов. Как сообщила пресс-служба этого заведения, в этом году животные спариваются с невиданным оптимизмом. В общем, "добро пожаловать в зоопарк!", - этими словами заканчивается статья о президентском послании.
Уголовное дело было возбуждено по статье 319 УК РФ ("оскорбление представителя власти") на следующий день после публикации. "Ивановская областная прокуратура отметила День пионерии", - откликнулся на эту новость "Курсив". По данным издания, в правоохранительных органах считают, что Рахманьков, который проходит по делу подозреваемым, унизил президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Следователи провели обыски в редакции и дома у Рахманькова. Были арестованы и изъяты компьютеры, в том числе домашний компьютер журналиста, а помещение газеты опечатано.
Еще 19 мая провайдер по просьбе прокуратуры удалил с сайта интернет-издания скандальную статью. А во второй половине понедельника доступ к ресурсу был закрыт полностью. "Предоставление услуг приостановлено ввиду задолженности по оплате", - эту надпись теперь видят те, кто пытается попасть на сайт "Курсив". Впрочем, некоторые материалы газеты уже успели разойтись по Интернету и теперь гуляют по блогам. Так, статью "Путин как фаллический символ России" можно прочитать здесь.
Сам Рахманьков считает заявление провайдера надуманным, поскольку все платежи, кроме текущих - майских, были внесены. "Это просто политический заказ, и газету пытаются убить по политическим мотивам", - цитирует Рахманькова интернет-сайт IvanovoNews. По мнению редактора "Курсива", статья представляет собой "безобидную сатиру", которую местная власть использовала как повод для того, чтобы расправиться с оппозиционным изданием. В последнее время "Курсив" неоднократно критиковал нового губернатора Ивановской области Михаила Меня. В апреле журналист пожаловался в прокуратуру на сотрудника аппарата правительства Ивановской области, который якобы его избил за критическую публикацию в "Курсиве". Поскольку заявление было подано через неделю после описываемых в нем событий, медицинское обследование не смогло подтвердить утверждение журналиста. На этом основании прокуратура отказала редактору "Курсива" в возбуждении уголовного дела.
Рахманьков обращает внимание на то, что возбужденное против него дело может иметь неожиданные последствия - юридическая процедура рекомендует заслушать мнение оскорбленного должностного лица. "Это веселый казус. Есть шанс, что в Ивановскую область приедет президент по этому поводу", - говорит журналист. Уже известно, что его адвокат намерен заявить ходатайство о привлечении в качестве свидетеля потерпевшего, то есть главы государства. При этом Рахманьков уверен, что оскорблением могут считаться только матерные слова.
Иначе считает руководитель службы информации "Фонда защиты гласности" Борис Тимошенко. По его словам, трактоваться как оскорбление может и общеупотребительная лексика. Несмотря на это, юрист полагает, что состава преступления в статье о Путине нет. Он напоминает, что присутствующее в ней сравнение уже применялось по отношению к органам власти. Так, в октябре 2003 года, выступая в Чебоксарах с лекцией, президент Фонда эффективной политики, главный редактор и издатель "Русского журнала" Глеб Павловский назвал создаваемую президентом вертикаль власти фаллическим символом и попросил не требовать от этого органа больших результатов.
"Здравый смысл подсказывает, что перспектив у этого дела нет", - заявил Тимошенко в интервью "Ленте.Ру" и тут же оговорился: российская судебная система не всегда руководствуется здравым смыслом. В качестве примера Тимошенко привел процесс по делу вологодской газеты "Наш регион", перепечатавшей датские карикатуры на пророка Мухаммеда. По мнению эксперта, тогда тоже не было юридических перспектив, однако в апреле вологодский суд признал журналистку виновной в разжигании религиозной розни и оштрафовал на 100 тысяч рублей. По словам Тимошенко, процесс проходил с нарушениями - судья отказалась рассматривать представленное "Фондом защиты гласности" экспертное заключение, в котором обвинения в адрес главного редактора "Нашего региона" Анны Смирновой назывались безосновательными. Свое решение судья мотивировала тем, что "и так все понятно".
Действия правоохранительных органов по отношению к "Курсиву" напоминают события двухмесячной давности. Тогда ФСБ потребовало от провайдера "Правда.Ру" удалить с сайта интернет-издания карикатуры на пророка Мухаммеда. Комментируя инициативу спецслужбы, генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил, что она "абсолютно незаконна". По его словам, российское законодательство предусматривает только три способа воздействия на СМИ: решение суда, предупреждение регистрирующего органа и мнение корпоративного сообщества (например, воздействие через Союз журналистов). Яковенко настаивал на том, что любые попытки ФСБ вмешаться в работу СМИ - "это цензура в чистом виде", которая, кстати сказать, запрещена третьей статьей закона о СМИ и 29 статьей конституции.
В Фонде защиты гласности считают, что настойчивость ивановской прокуратуры может привести к печальным последствиям. Если следователи доведут дело до суда, процесс над журналистом станет прецедентом. После него желающим покритиковать Путина придется основательно подумать, в какие слова облечь свою критику.
Владимир Моторин