Охладившиеся в последнее время российско-грузинские отношения затронули практически все аспекты большой и малой политики: от поставок "Боржоми" и укропа до евроинтеграции Грузии и энергетического кризиса в этой республике. За всем этим грузинские политики видят определенный сценарий по смене власти в Тбилиси, авторство которого эти же грузинские политики настойчиво приписывают кремлевским деятелям. Он включает и экономическую блокаду страны, и политические санкции, и все, что только может придти в голову человеку с богатой фантазией.
До недавнего времени в нем не хватало лишь главного действующего лица, который возглавил бы пророссийскую пятую колонну в самой Грузии и свалил президента Михаила Саакашвили. Судя по всему, теперь появился и этот персонаж. Иначе с чего бы появление в Москве бывшего шефа безопасности Грузии Игоря Гиоргадзе совпало с массовыми акциями протеста в Тбилиси, прошедшими под лозунгами с требованием отставки действующего главы государства.
В этих акциях приняли участие до тысячи человек, причем все они называли себя членами партии "Справедливость", которую, собственно, из своей вынужденной эмиграции и возглавляет Гиоргадзе. Митинг противников Саакашвили проходил у здания Госканцелярии, но ни самого президента, ни премьера Зураба Ногаидели в столице Грузии во вторник не было - большая часть политической элиты республики отправилась в Киев (Ногаидели отбыл в Великобританию) превращать аморфное образование ГУАМ в чуть менее аморфный проект "Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ".
Участники акций протеста заявили, что за два года пребывания у власти политическое руководство страны и лично Михаил Саакашвили не выполнили данных избирателям обещаний. Подвергать справедливость этого утверждения сомнениям мы не будем, поскольку большинство экспертов и политологов придерживаются аналогичной точки зрения. Как впрочем, и подавляющая часть населения Грузии, лишь пятая часть которого по-прежнему доверяет своему президенту - по этому показателю Саакашвили уступает даже таким политикам, как Джордж Буш и Виктор Ющенко, не говоря уже о столь нещадно демонизируемом в последнее время в республике Владимире Путине.
Сторонникам Гиоргадзе дали покричать лозунги, потребовать досрочных президентских и парламентских выборов и разойтись. Но позже полиция все же разогнала другой митинг, участники которого выступали против насилия полицейских и присутствия так называемых "эскадронов смерти" в системе МВД. Пусть конкретно к Гиоргадзе эта акция отношения не имеет, но само появление имени бывшего шефа госбезопасности в заголовках новостей нельзя рассматривать отдельно от участившихся в последнее время проявлений недовольства существующей властью в Грузии. Складывается впечатление, что фора, которую население республики дало пришедшим к управлению страной в конце 2003 года "демократам", закончилась и теперь Саакашвили со своими присными придется отвечать за каждый свой поступок, ибо ссылки на дружбу с Вашингтоном, за которые раньше прощалось многое, теперь не срабатывают.
В этой ситуации появление Гиоргадзе воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Пусть в самой Грузии его политический рейтинг крайне низок даже по сравнению с рейтингом Саакашвили (около 2,5 процента), но на пост главного оппозиционера даже у Москвы нет более "достойной", а если говорить точнее - одиозной, фигуры, чем человек, которого подозревают в организации покушения на Эдуарда Шеварднадзе и которого уже пять лет разыскивает Интерпол.
Игорь Пантелеймонович Гиоргадзе родился в 1950 году в городе Зайсан (Восточно-Казахстанская область), в семье пограничника. Отец - имеретинец, мать - русская. Рос в Грузии. В 1968 году Гиоргадзе поступил в Высшую школу КГБ в Москве. С 1973 по 1995 год занимал различные посты в службах безопасности республики. В начале 80-х годов воевал в отряде спецназа "Каскад" КГБ СССР в Афганистане. Награжден медалью "За боевые заслуги". В 1993 году был назначен министром безопасности Грузии. Вскоре после покушения "неизвестных лиц" на Эдуарда Шеварднадзе, в сентябре 1995 года, Гиоргадзе был снят с занимаемого поста. В октябре того же года Игорь Гиоргадзе опубликовал открытое письмо президенту, фактически объявив ему войну. На следующий день в Россию пришла заявка на арест Гиоргадзе. Бывший глава грузинских спецслужб более пяти лет разыскивается Интерполом.
Накануне прибытия Гиоргадзе в Москву СМИ вовсю муссировали тему предоставления бывшему шефу грузинской контрразведки политического убежища в России. Грузинская сторона ругалась и недоумевала, российская, в лице заместителя генпрокурора РФ Владимира Колесникова и ряда известных политиков, признавала подобную возможность, особо на эмоции не распыляясь. "Я знаю материалы, которые были представлены нам в свое время грузинской стороной с просьбой о его задержании и экстрадиции. Сегодня я могу официально заявить, что если господин Гиоргадзе обратится с таким заявлением в соответствующие структуры государства российского, то у меня нет сомнений, что данное заявление будет рассмотрено, и ему может быть предоставлено политическое убежище", - заявил, в частности, Колесников.
Михаил Саакашвили счел подобные заявления "беспрецедентными". "Игорь Гиоргадзе, который очень обоснованно обвиняется в терроризме, в нескольких террористических атаках, официально получил политическое убежище в России. Я думаю, что это совершенно беспрецедентные факты", - поражался президент Грузии. Но, как оказалось, Саакашвили несколько предвосхитил события, что грузинскому лидеру вообще свойственно.
Любопытно, что все СМИ в среду сочли своим долгом написать, что разыскиваемый Интерполом Гиоргадзе "прибыл в Москву". Но мало кто задался вопросом, откуда прибыл этот человек: из Парижа или, может быть, из подмосковного Лыткарино? По данным "Коммерсанта", который сослался на источники в грузинских спецслужбах, после побега из страны Гиоргадзе долгое время жил на конспиративной квартире российской Службы внешней разведки в Бейруте, периодически выезжая в Минск и Москву. Последние два года Гиоргадзе якобы скрывался на территории России. Если верить Тбилиси, то Гиоргадзе вполне мог "прибыть" в Москву не на самолете, как это рисовалось после прочтения новостей, а приехать на машине или придти пешком.
Так или иначе, появившись в "белокаменной", главный враг грузинских властей дал большую пресс-конференцию в "Аргументах и фактах", где поведал миру о своих планах на будущее, а заодно отвел обвинения в "беспрецедентности" от своих московских друзей. По словам Гиоргадзе, ему не нужны убежище в России и паспорт гражданина РФ. "Официально заявляю - речь не идет о предоставлении мне российского гражданства, нет речи о политическом убежище. Не потому, что Россия не согласна, а потому, что я не собираюсь убегать и прятаться", - заявил грузинский политик.
Гиоргадзе признался, что прибыл (или пришел) в Москву, поскольку Россия предоставила ему возможность "в правовом поле решить вопросы снятия с меня обвинения и прекращения розыска в других странах". Собравшейся на мероприятие сотне журналистов Гиоргадзе наговорил много интересных вещей. Во-первых, Гиоргадзе осуществит в Грузию "революцию крапивы", если Саакашвили не согласится на досрочные президентские выборы. Во-вторых, Гиоргадзе видит свою миссию в том, чтобы "прекратить тот кошмар, который происходит сегодня внутри Грузии". "То, что сегодня царит в Грузии, это шизотирания", - констатировал оппозиционер. Ну что же, в некоторой степени Гиоргадзе повторил диагноз, поставленный грузинским властям Эдуардом Шеварднадзе.
Гиоргадзе признался также, что мечтает вернуться во власть, причем в качестве лидера правящей партии. Если это произойдет, то Тбилиси "возвратится к дружеским отношениям с Россией", а визовый режим между двумя странами будет ликвидирован в считанные дни. Сближение с РФ, по словам политика, вовсе не означает, что Грузия перессорится со всеми остальными странами.
Речь идет о том, что нельзя цепляться за дядю за 10 тысяч километров за океаном и пинать тех, кто тебя спас от физического истребления и с кем ты веками жил в мире.
"Наша позиция: будущее Грузии - Швейцария, а не Палестина", - образно заверил присутствующих Гиоргадзе, и все сразу подумали про брынзу и господина Онищенко. Кстати, коснулся лидер партии "Справедливость" и темы качества грузинского вина, которое, благодаря министру обороны Грузии Ираклию Окруашвили, с недавних пор ассоциируется у публики с не самыми аппетитными вещами. Гиоргадзе пообещал поднять качество вин на тот уровень, которого оно заслуживает в силу традиций грузинского виноделия и уникальных особенностей местного винограда.
Отвечая на вопрос о возможности начала военных действий в Южной Осетии (если кто не помнит, то уже упоминавшийся Ираклий Окруашвили пообещал встретить 2007 год в Цхинвали), Гиоргадзе не исключил, что "всякие весенние обострения" спровоцируют тбилисских деятелей взяться за оружие.
Конечно, сейчас Гиоргадзе нельзя рассматривать как серьезную альтернативу Саакашвили и его окружению. Слишком уж неоднозначно отношение к беглому шефу госбезопасности у грузинских граждан. Но в политике все средства хороши, а сейчас, когда грузинский президент, кажется, совсем оторвался от реальности, упомянутая Гиоргадзе "крапивная революция" вполне может созреть, чтобы положить начало череде контрреволюций на постсоветской территории.