Чилийские школьники 31 мая устроили общенациональный день протеста, заявив, что намерены добиться увеличения финансирования средних школ, отмены платы за вступительные экзамены в вузы и бесплатного проезда в общественном транспорте. Демонстрации собрали 600 тысяч участников по всей стране, а в столице Чили Сантьяго школьники забросали полицию камнями. Пожалуй, это первое серьезное политическое испытание для недавно избранного президента страны Мишель Бачелет, первой в истории Чили женщины - главы государства.
Нынешний президент выиграла выборы по итогам второго тура голосования 16 января. Она была кандидатом от левоцентристской коалиции и победила с незначительным перевесом у представителя правой партии Чили, который к тому же был еще и мультимиллионером.
Бачелет поддержали именно малоимущие слои чилийского общества, так как она, будучи членом Социалистической партии обещала гражданам улучшить жизнь бедного населения и предоставить гражданам бесплатные услуги, в том числе и в сфере образования.
Впервые школьники решили напомнить президенту о ее обещаниях 27 апреля. Тогда более трех тысяч учащихся средних школ блокировали центр Сантьяго и потребовали выдачи бесплатных проездных документов и введения бесплатных вступительных экзаменов в вузы. Кроме того, школьники выступили против ежедневных 9-часовых школьных занятий, которые стали основой школьной реформы, проводимой чилийским правительством в последние годы. Полицейские силой разогнали демонстрантов, арестовав 47 человек.
На акцию протеста отреагировал только министр образования Чили Мартин Зилик, который призвал школьников к переговорам. Они состоялись 17 мая, и, по сообщениям СМИ, между сторонами даже были достигнуты некие договоренности. Но уже на следующий день в столичном парке "Форестал" собрались более тысячи школьников, которые выступили с теми же требованиями, что и в акциях протеста конца апреля. Полиция разогнала митинг, так как в толпе послышались выстрелы. Против демонстрантов применили водометы и слезоточивый газ, были арестованы 600 человек.
Тогда официальные власти впервые заявили о том, что акция протеста носила провокационный характер. Лидеров молодежных организаций обвинили в неспособности контролировать ситуацию и в попытке срыва переговорного процесса. Вероятно, эта акция протеста должна была повлиять каким-то образом на тональность выступления президента Мишель Бачелет перед депутатами парламента 22 мая. В своем обращении к национальному конгрессу глава государства определила приоритеты развития Чили до 2010 года, однако поставила на первое место пенсионную реформу. Касаясь реформирования образовательной сферы, Бачелет заявила, что государство будет стремиться к предоставлению бесплатного дошкольного, среднего и высшего образования. "При этом основной упор надо сделать на материальную и социальную помощь малоимущим семьям", - заявила президент.
Вероятно, неправильно расставленные Бачелет акценты в послании и привели к общенациональной акции протеста школьников 31 мая, в которой приняли участие более 600 тысяч человек. В целом, демонстрации прошли спокойно, и только в Сантьяго группа подростков решила пройти к зданию министерства образования, но была остановлена полицией. Демонстранты начали возводить баррикады и забрасывать подразделения МВД камнями. После этого против митингующих были применены гранаты со слезоточивым газом и водометы. Толпа была рассеяна, 400 человек задержаны полицией.
Отметим, что школьники, участвующие в демонстрациях, не выдвигают политических требований. Призывов к отставке министра образования или президента не звучит. Однако начало акций протеста молодежи (которых, по данным исследователей, в стране не было последние 34 года) наблюдатели связывают именно с приходом к власти Мишель Бачелет.
Требования манифестантов вполне объективны. Они требуют от государства гарантий равенства в финансировании школ. Этот конфликт имеет свою историю: он был порожден законом 1990 года, подписанным президентом Аугусто Пиночетом. Согласно документу, деньги на развитие системы образования должны выделять местные бюджеты. Со временем возник дисбаланс в финансировании, когда в бедных районах страны на одного школьника приходилось 73 доллара в месяц, а в богатых - 385 долларов. Манифестанты требуют выделять средства на образование из федерального бюджета, чтобы соблюсти принцип равенства.
Однако требования, с которыми выступают школьники, не касаются того уровня образования, который предоставляется сейчас в учебных заведениях страны. Именно повышение общего образовательного уровня детей было ключевым фактором в процессе реформирования всей системы образования, который проходил в Чили на протяжении последних 15 лет.
Напомним, что система образования, существовавшая в период правления Пиночета, не отличалась особой эффективностью, поскольку создавала предпосылки для неравенства в этой сфере. Вузы были бесплатными, однако за обучение в средних общеобразовательных учреждениях нужно было платить. В упадке находились сельские школы (количество безграмотных достигало 25 процентов от общего числа населения).
Реформа образования, которую инициировало демократическое правительство, сменившее Пиночета, была направлена на структурную реорганизацию. Чилийские школы разделились на государственные и частные. Предполагалось, что все они будут получать равные субсидии от государства. (Вероятно, именно в этой части реформа дала сбой). Контроль над государственными школами перестал быть централизованным, часть контролирующих функций была передана в ведение муниципалитетов.
Мишель Бачелет родилась в 1952 году. Ее отец - генерал чилийских ВВС - служил при президенте Сальвадоре Альенде и остался верен ему после переворота Аугусто Пиночета (позднее он был обвинен в измене и умер в тюрьме, не выдержав пыток). Мишель Бачелет в 1973 году переехала в ГДР, на родину вернулась только через шесть лет, получив медицинское образование. Вступила в Социалистическую партию. В 2000 году президент Рикардо Лагос назначил ее министром здравоохранения, а в 2002 году Мишель Бачелет, закончившая к тому времени военную академию в США, получила портфель министра обороны.
Частные школы в основном сосредоточились в городах, поэтому в них обучались дети из обеспеченных семей. Дети из бедных слоев населения шли в государственные школы. Расходы на образование ежегодно возрастали: были вложены деньги на подготовку учителей, пересмотрена школьная программа, увеличены ассигнования на поддержку сельских и бедных городских школ. Разница между государственными и частными школами, в части материального обеспечения, несколько сгладилась.
Кроме того, образование, предоставляемое в Чили, было признано одним из лучших в Латинской Америке. За 15 лет реформ уровень неграмотных удалось снизить до пяти процентов. Единственной проблемой, о которой говорили на протяжении последних лет эксперты в области образования, оставался невысокий уровень подготовки преподавательского состава чилийских школ.
Возможно, что нынешние молодежные выступления были спровоцированы политическими оппонентами президента Мишель Бачелет. Несколько оппозиционных партий Чили поддержали выступления учащихся. Однако явной связи здесь не прослеживается. Кстати, Бачелет объявила о начале переговоров с манифестантами, хотя ранее она не участвовала во встречах со школьниками. Можно предположить, что исход переговоров в целом будет благоприятными для правительства, так как, судя по биографии нынешнего президента Чили, Мишель Бачелет - решительный и жесткий политик.
Руслан Кадрматов