Десятого июня трое заключенных, содержавшихся на военно-морской базе США близ кубинского города Гуантанамо, были найдены в своих камерах мертвыми. По официальной версии, они повесились на веревках, сделанных из простыней и одежды.
Как заявил позднее Марк Денбо (Mark Denbeaux), адвокат одного из погибших, его клиента должны были освободить в ближайшее время, однако тюремные власти запретили сообщать заключенному о положительном исходе его дела, пока не будет решено, в какую страну его депортировать. "Он отчаялся когда-нибудь покинуть тюрьму и поэтому покончил с собой", - сказал адвокат о своем подзащитном.
Новости из Гуантанамо вызвали новую волну протестов у официальных лиц и правозащитников по всему миру, призывающих закрыть тюрьму, в которой не соблюдаются нормы международного права по обращению с заключенными. В стенах Гуантанамо в настоящее время остаются около 460 заключенных, большинству из которых даже не предъявлены какие-либо обвинения.
Примерно год назад военная база Гуантанамо также оказалась в центре внимания мировой общественности. Питательной средой для скандала стала серия публикаций в западной прессе: в них описывались пытки и издевательства, которым подвергаются со стороны американских военных люди, объявленные террористами.
Нынешний скандал развивался по привычному сценарию: правозащитники из "Международной амнистии" потребовали от администрации США немедленно навести порядок в Гуантанамо, "ястребы" из Вашингтона назвали самоубийства "ПР-акцией", президент США Джордж Буш через своего спикера заявил, что "крайне озабочен инцидентом".
Впрочем, озабоченность, которую демонстрируют многие американские и европейские политики, распространяется не столько на положение заключенных, сколько на ухудшение имиджа Соединенных Штатов как "борца за идеалы свободы, демократии и справедливости".
Как заявил, в частности, премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), в международной борьбе против терроризма, которую его страна ведет вместе с США, Гуантанамо остается "слабым местом". "Этой аномалии надо положить конец", - вторит ему другой верный союзник Штатов, британский премьер Тони Блэр (Tony Blair).
В рядах американской партии республиканцев, к которой принадлежит действующий президент Джордж Буш, также есть те, кто недоволен происходящим. "Заключенные должны предстать перед судом и ответить за свои преступления, если они действительно виновны", - заявил сенатор-республиканец Арлен Спектер (Arlen Specter).
С подобной позицией выступает и Демократическая партия. Сенатор-демократ Джек Рид (Jack Reed) осторожно заявил, что "просто так отпустить заключенных нельзя: с одной стороны, преступники не должны вернуться на улицы, с другой, следует как-то выяснить, кто из них действительно является террористом".
Следует отметить, что представители Демократической партии критикуют не столько методы борьбы с терроризмом, которые практикуют их политические оппоненты, находящиеся у власти в США, сколько эффективность этих методов. Как охарактеризовал сложившуюся ситуацию сенатор-демократ Джозеф Биден (Joseph Biden), реагируя на скандалы вокруг американской тюрьмы в июле 2005 года, "Гуантанамо превратилась в мощнейшее орудие пропаганды, которое работает на пользу террористов всего мира".
Подход, который пытаются использовать американские демократы по отношению к проблеме Гуантанамо, призван демонстрировать американцам и международному сообществу, что его авторы следуют принципам законности и в то же время - сохраняют твердость в борьбе с терроризмом. О политическом эффекте, который принесет демократам обновленный облик "умеренных" борцов с террористической угрозой, можно будет судить по результатам выборов в Конгресс США, которые пройдут в ноябре 2006 года.