Скорая месть Невыполнение резолюции ООН даст шанс Израилю разделаться с "Хизбаллой"

Усилия мирового сообщества, направленные на установление прочного мира в Ливане, поставлены под угрозу упорным нежеланием большинства стран направить в зону конфликта своих миротворцев. Возможное невыполнение резолюции СБ ООН развяжет руки израильтянам, тем более, что скоро внимание мира будет сосредоточено на другой стране.

Израиль настаивает на том, что позиции на границе между Ливаном и Сирией должны занять войска стран, которым он хоть как-то может доверять - демократических, сильных в военном отношении и не замеченных в симпатиях к арабам.

Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что наиболее приемлемым для него вариантом было бы размещение контингента, состоящего из войск западноевропейских стран. Конечно, он бы не отказался и от участия американцев, но у тех уже есть довольно противоречивый опыт пребывания в Ливане в начале 1980-х годов.

Тогда террорист-самоубийца из только что созданного (на тот момент) движения "Хизбалла" въехал в здание американских казарм на грузовике, нагруженном взрывчаткой. Погибли свыше двухсот морских пехотинцев.

С тех пор взаимная неприязнь американцев и шиитов южного Ливана только крепла, так что отправка войск США на территории "Хизбаллы" никак не способствовало бы стабилизации положения в регионе.

Однако и западные европейцы, отношения которых с жителями зоны боевых действий можно назвать скорее нейтральными, тоже не стремятся поучаствовать в миротворческой операции.

Французы, громче всех настаивавшие на отправке в Ливан миротворцев и даже обещавшие трехтысячный контингент, с принятием резолюции 1701, предусматривающей исполнение их желания, тотчас дали задний ход и отказались брать на себя ответственность за ситуацию в зоне конфликта.

Чтобы не выглядеть совсем уж неприлично, Париж отправил в Ливан символические две роты. В миротворческих силах Пятую республику будут представлять около 200 военнослужащих.

Италия, которая также активно поддерживала ввод миротворцев, оказалась более последовательной и заявила о готовности направить в Ливан 3000 своих военных. Однако даже 3200 человек - явно меньше, обещанных 15 тысяч.

Свою "помощь" предложили Бангладеш, Малайзия и Индонезия, однако Иерусалиму это предложение пришлось очень не по душе. Все три страны являются мусульманскими, отношение к Израилю в них, мягко говоря, неоднозначное. Такие "миротворцы", рассудили в правительстве Ольмерта, с большим энтузиазмом примутся за службу в Ливане. Но состоять она будет не в разоружении боевиков, а в активной им помощи.

Так что бангладешцы и малазийцы, при всем уважении к их боевой мощи и профессионализму, в данном случае не лучшие кандидаты на роль нейтральной разделительной силы.

Других кандидатов на отправку своих солдат в Ливан нет и не предвидится. Кто-то готов помочь деньгами, кто-то "подносить снаряды", то есть взять на себя логистическое обеспечение, но рисковать жизнями своих военных никто (по крайней мере в Европе) не хочет.

Желания "поучаствовать" убавляет и характер задач, возлагаемых резолюцией ООН на миротворцев. По идее, они должны препятствовать поставкам оружия из соседней Сирии и разоружать "Хизбаллу".

В теории все ясно, но на практике могут появиться некоторые осложнения. Как показывает многолетний опыт борьбы с терроризмом, "разоружить" (то есть отобрать оружие) у террориста - не самая простая задача. Особенно, когда он разоружаться вовсе не желает.

Действия разоружающей стороны могут вызвать как минимум непонимание стороны разоружаемой, что чревато конфликтами и (потенциально) трупами с обеих сторон. Если "Хизбалла" появление новых "шахидов" даже приветствует, то с миротворцами история иная. Европейским правительствам приходится работать с постоянной оглядкой на избирателей, которым гробы с их солдатами из зон конфликтов очень не по душе.

Поэтому Дания, например, предложила поучаствовать в ливанской операции радарами, а Германия - военным флотом. Флот и радары - это замечательно, но основу боевой мощи "Хизбаллы" составляют не истребители и, тем более, не подводные лодки, а ракетчики, автоматчики и гранатометчики, против которых самая современная радиоэлектроника и корабли-невидимки малоэффективны.

Контрабанда оружия морским путем, которую вроде бы собираются пресекать немцы, составляет мизерную часть всего объема оружия, получаемого боевиками из-за границы. Так что столкновений с наследниками дела адмирала Дёница южноливанским шиитам, скорее всего, удастся избежать.

Надежда на то, что оружие у "Хизбаллы" смогут отобрать бойцы ливанской правительственной армии, также невелики: верные официальному Бейруту солдаты говорят, что у боевиков есть чему поучиться, и бороться с ними отнюдь не собираются.

В результате на юге Ливана складывается ситуация, когда страны, способные разоружить "Хизбаллу", отправить своих военных туда не готовы, а те, кто готовы, бороться против боевиков никак не собираются.

Если итальянцам, которые в Ливан еще не прибыли, компанию так никто и не составит, то смысл их командировки отпадет сам собой. Боевики, которые уже братаются с правительственными военными, почувствуют себя еще увереннее.

Уже сейчас Иран создал в столице Сирии специальный штаб по организации поставок денег и оружия для "Хизбаллы". Истощившиеся за время боевых действий арсеналы активно пополняются.

Израилю, который принял условия перемирия, но не смог добиться создания эффективного механизма разоружения боевиков, придется либо молча наблюдать за тем, как враг быстро набирает силу и влияние, либо начинать новую войну.

Пойти на развертывание второй фазы боевых действий израильтянам будет не очень просто.

Во-первых, дипломатически ее будет сложно оправдать. Даже одиночная операция спецназа по пресечению каналов поступления оружия в мире вызвала бурю протестов. Доводы Иерусалима, что нарушение резолюции боевиками уже идет полным ходом и что он только сделал то, что вообще-то должны делать миротворцы, все просто проигнорировали.

Во-вторых, израильское общество сильно засомневалось в способности своего руководства грамотно и профессионально вести боевые действия. Да и у самого правительства сейчас на повестке дня стоит куда более острый вопрос - сохранение власти. Израильтяне, разочарованные итогами войны, все громче требуют отставок. Причем не только в высшем эшелоне военного ведомства, но и среди политического руководства страны, включая премьер-министра.

Но война все же может возобновиться. Ольмерт, под которым уже качается премьерское кресло, наверняка попробует, перетряхнув военную верхушку, взять реванш и восстановить свое влияние в стране и партии.

Причем шанс отомстить "Хизбалле" представится уже скоро. 22 августа Иран ответит фактическим отказом международному сообществу на пакет предложений по приостановке его ядерной программы.

Это неизбежно вызовет шум в мировых дипломатических кругах и в значительной степени отвлечет внимание вездесущих СМИ от ситуации на Ближнем Востоке, что даст блестящую возможность стереть "Хизбаллу" в порошок - не слишком считаясь с жертвами среди мирных жителей и не повторяя ошибок предыдущей кампании.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше