В США есть устоявшаяся традиция - обыгрывать во всевозможных национальных шоу, вроде того же Оскара, общеизвестные события или процессы. Иногда это получается действительно забавно, иногда вызывает подозрение в отсутствии у организаторов мозга. Как в случае с 58-й церемонией вручения телевизионной премии "Эмми", начавшейся с инсценировки авиакатастрофы, в которую попадает бравый ведущий Конан О'Брейн. Быть может, кого-то бы и рассмешили приключения О'Брейна, если бы за несколько часов до этого в Лексингтоне, штат Кентукки, не разбился пассажирский самолет.
27 августа примерно в шесть утра по местному времени самолет CRJ-100 авиакомпании Comair, следовавший рейсом из Лексингтона в Атланту, едва оторвавшись от взлетной полосы, задел изгородь аэропорта, рухнул в ближайшем лесу и загорелся. Прибывшие к месту происшествия спасатели обнаружили 49 тел погибших пассажиров и членов экипажа. Выжить удалось лишь одному человеку, второму пилоту Джеймсу Поулхинке, который в критическом состоянии был доставлен в больницу. Как сообщается в официальных протоколах, во время операции по его спасению серьезные ожоги получил полицейский, вытащивший пилота из горящей кабины самолета.
Почти сразу федеральная авиационная администрация исключила версию о теракте на борту лайнера, несостоятельной показалось экспертам и версия о технических неполадках: самолет "налетал" 14,5 тысяч часов и прошел все необходимые проверки перед стартом. Наиболее точным и простым объяснением произошедшего выглядело предположение, что экипаж перепутал взлетно-посадочную полосу и избрал для разбега "бетонку", не предназначенную для коммерческих авиалайнеров - ее длина была в два раза меньше допустимой.
Вариант не столь уж неправдоподобный, и практика свидетельствует, что опыт пилотов не является в этом случае надежной гарантией. Так, в октябре 2000 года экипаж направлявшегося из Тайбея в Лос-Анджелес авиалайнера компании Singapore Airlines ошибочно выбрал для разгона полосу, серьезно пострадавшую от тайфуна и закрытую на перестройку. В результате столкновения лайнера со строительными конструкциями погибли 83 человека из 179 находившихся на борту.
Если версия об ошибке подтвердится, то летопись чрезвычайно опасного для гражданской авиации 2006 года пополнится еще одной главой с пометкой "человеческий фактор". Кто именно направил рейс 5191 на короткую "бетонку" - сам экипаж или диспетчеры аэропорта "Блю Грасс" - пока неизвестно. Бортовые самописцы обнаружены, и эксперты авиационной администрации уже приступили к расшифровке их данных.
Сейчас же ясно лишь одно: в США закончился период, который вполне оправданно был назван одним из самых безопасных в истории национальной авиации. Последняя катастрофа здесь произошла в ноябре 2001 года, когда авиалайнер компании American Airlines упал на жилой квартал нью-йоркского Квинса. Тогда жертвами аварии стали 270 человек, включая тех, кто погиб на земле.
Но организаторы 58-й церемонии "Эмми", равно как и спасшийся в инсценированной авиакатастрофе ведущий О'Брейн могли этого не знать. В силу разных обстоятельств. Например, из-за общей некомпетентности или замены мыслительного процесса пищеварительным трактом. В любом случае, руководство компании NBC, проводившей шоу, пока отказывается от комментариев на эту тему. Конечно, они не хотели обидеть никого намеренно. Просто "show must go on".
Для справки
CRJ100 - среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний, разработанный канадской фирмой Bombardier Regional Aircraft (входящей в корпорацию Bombardier Aerospace).
Мест: 50
Длина: 26,77 метров
Размах крыльев: 21,21 метров
Двигатели: ТРДД Дженерал Электрик GE CF34-3Aq
Дальность полета: 3000 километров
Практический потолок: 12,496 метров
Скорость: 860 км/ч
Андрей Воронцов