Во вторник стало известно, что генеральный директор "Газпроминвестхолдинга" и новый владелец "Коммерсанта" Алишер Усманов завершает переговоры о покупке 50-процентной доли спортивного телеканала. Очередное поглощение этой богатой на медиасделки осени свидетельствует о том, что российский информационный бизнес, который в начале 2000-х годов стал заложником борьбы с олигархами, снова оказался во власти общемировых тенденций. Впрочем, их влияние ощутят не все СМИ.
О грядущей смене собственника 7ТВ стало известно от самого Алишера Усманова. В интервью газете "Ведомости" он сообщил, что переговоры близки к завершешнию, а сделка может быть оформлена уже на этой неделе. Менеджер компании "Мособлтрастинвест", которой сейчас принадлежит 100 процентов акций вещателя, подтвердил факт переговоров.
По словам Усманова, 7ТВ станет частью мультимедийного холдинга, в который уже вошел "Коммерсант". А собеседник "Ведомостей", знакомый с гендиректором "Газпроминвестхолдинга" также предположил, что 7ТВ будет превращен из спортивного канала в деловой. В пользу такого развития событий говорит и сентябрьское интервью предпринимателя тем же "Ведомостям", в котором он заявил о желании создать на базе "Коммерсанта" мультимедийный холдинг. "Газета сама по себе существовать в сегодняшнем медийном бизнесе не может. Обязательно должна быть совокупность мультимедийных ресурсов, объединенных в единую структуру, - портал веб-сайтов, на которые будет нанизываться разная форма информации, телевидение, радио, как Bloomberg, например", - говорил тогда Усманов.
Концентрация на информационном рынке и создание мультимедийных компаний наблюдается в большинстве развитых странах. В России диверсифицированные медиахолдинги стали появляться в 1990-х годах, во многих случаях - не без участия крупных предпринимателей, которые использовали их не столько для извлечения прибыли, сколько как инструмент влияния. В ходе антиолигархической кампании в начале 2000-х годов по таким компаниям был нанесен серьезный удар. Последовавшая после этого концентрация некоторых особенно ценных медийных активов в структурах, подконтрольных государству, явно имела мало общего с общемировыми тенденциями.
В итоге, рынок покинули крупнейшие игроки конца 1990-х - Владимир Гусинский передал свой "Медиа-Мост" "Газпрому", лишился активов Борис Березовский. Те же, кто остался, сконцентрировались на развлечениях. Так, холдинг "ПрофМедиа", подконтрольный совладельцам "Норникеля" Владимиру Потанину и Михаилу Прохорову, избавился от "Известий" и сейчас обсуждает с "Газпромом" условия продажи "Комсомольской правды". А сам информационный рынок в глазах крупного бизнеса приобрел имидж проблемного.
Спортивный телеканал 7ТВ был создан в декабре 2001 года. Сейчас сигнал этого дециметрового телеканала транслируется в 594 населенных пунктах и охватывает 46,5 миллионов жителей. В конце октября, по данным TNS Gallup Media, российская аудитория вещателя составляла 0,23 процента. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2005 году чистый убыток канала составил 77 миллионов рублей.
Однако происходящее сейчас свидетельствует о том, что отношение предпринимателей к СМИ начинает меняться. Осенью этого года сделки на медиарынке следуют одна за другой. В первых числах сентября завершается сделка по продаже "Коммерсанта", в середине октября Олег Дерипаска получает контроль над "Экспертом", в конце октября "ПрофМедиа" покупает телеканалы ТВ-3 и Rambler-TV, а чуть позже объявляет о приобретении и всего "Рамблера". И в большинстве случаев речь явно не идет об устранении по указке сверху источника головной боли. Rambler TV докупается в дополнение к "2х2", на базе которого сейчас создается анимационный канал для взрослых. Из "ТВ-3" планируется сделать сильную телевизионную сеть. А журнал "Эксперт" хотят превратить в крупнейший мультимедийный холдинг с собственным телеканалом и сильным интернет-сайтом. Покупка Усмановым 7ТВ, похоже, свидетельствует о том, что подобные изменения в ближайшем будущем ожидают и "Коммерсант".
Впрочем, укрупнение бизнеса коснется не всех сегментов медиарынка. Показательно, что среди тех предпринимателей, которые решились вложить деньги в СМИ этой осенью, не оказалось желающих заняться общественно-политическим телевидением. "ПрофМедиа" создает исключительно развлекательные каналы, Усманову хочется присоединить к "Коммерсанту" деловой канал. В пресс-релизе "Эксперта" говорится, что на новом канале будет даже культура, однако при этом он сравнивается с сугубо деловым РБК.
Андрей Ломкин