Крылья над морем, часть 1 В начале XX века внимание ведущих флотов мира привлек самолет. Новый аппарат попытались "прописать" на корабле

Летательные аппараты давно используются ведущими флотами мира. Еще в XIX веке на кораблях появились воздушные шары и воздушные змеи, применявшиеся для наблюдения и сигнализации. В результате, к началу XX века, когда в США и Европе были созданы первые самолеты, моряки уже накопили немалый опыт воздухоплавания. Появление "аппаратов тяжелее воздуха" немедленно вызвало интерес "больших флотов", увидевших в самолетах достойную замену аэростатам и воздушным змеям.

В 1908 году военно-морской атташе США во Франции составил доклад, обосновывающий полезность самолетов для флота. Офицер предлагал два способа запуска самолетов: с катапульт, установленных на боевых кораблях, или со специальных настилов на вспомогательных судах.

В следующем году один из основоположников авиации, француз Клеман Адер, издал книгу "L'Aviation Militaire", в которой предсказал появление специализированного корабля - авианосца. Адер предвидел все основные элементы устройства таких кораблей - широкую полетную палубу по всей длине, ангарную палубу, лифты-самолетоподъемники, и другие системы. Фактически Адер создал концепцию авианосца, подобно тому, как несколькими годами ранее итальянский инженер Куниберти и британский адмирал Фишер независимо друг от друга создали концепцию линкоров "All big gun ship", ныне известных как дредноуты.

Воплощение концепции на практике началось чуть больше года спустя. 14 ноября 1910 года американский гражданский пилот Юджин Эли на самолете Curtiss D взлетел с 25-метрового деревянного настила, смонтированного в носовой части крейсера "Бирмингем". После взлета самолет "просел", коснувшись колесами воды, но все обошлось благополучно. Пролетев чуть больше четырех километров, Эли приземлился на летном поле Уиллоуби Спит.

Успешные опыты Эли убедили флотское командование в перспективности новой техники. К началу 1914 года ВМС США имел в своем распоряжении шесть самолетов. Тогда же состоялось их "боевое крещение" - морская авиация выполняла разведывательные полеты в интересах армии в ходе конфликта в Мексике.

Клеман Адер. Фото с ctie.monash.edu.au

Клеман Адер. Фото с ctie.monash.edu.au

Lenta.ru

Практически параллельно с американскими опытами создание палубных самолетов шло в Великобритании. 2 мая 1912 года лейтенант Чарльз Сэмсон совершил взлет с движущегося 10-узловым ходом корабля "Ирландия". Этот опыт подтвердил большую безопасность взлета с идущих кораблей - скорость носителя, таким образом, прибавлялась к скорости самолета.

В первой Мировой войне на долю морской авиации не досталось громких дел. В отличие от своих сухопутных собратьев, активно использовавшихся для завоевания господства в воздухе и бомбардировки неприятельских позиций, морские самолеты в основном применялись для разведки и корректировки огня. Иногда морскую авиацию использовали в операциях против вражеских портов. Так, например, гидросамолеты российского Черноморского флота применялись для бомбардировки Трапезунда, Зонгулдака и других турецких портов.

Корабль Его Величества "Аргус". Фото с сайта maritimequest.com

Корабль Его Величества "Аргус". Фото с сайта maritimequest.com

Lenta.ru

Вместе с тем, эффективность бомбардировщиков, применяемых против наземных целей, навела многих офицеров-летчиков на мысль о возможности использования авиации против кораблей.

Тогда же стало ясно, что гидросамолеты, взлетающие с катапульты, и совершающие посадку на воду, не являются идеальным вариантом. Требовался корабль, построенный в соответствии с концепцией Адера, способный выпускать самолеты с палубы и принимать их на нее же. Первый "классический" авианосец, построенный в соответствии с концепцией Адера, вошел в состав британского флота в августе 1918 года. Корабль, перестроенный из пассажирского лайнера "Конте Россо", получил имя "Аргус".

Принять участие в боевых действиях "Аргусу" не довелось, война закончилась меньше чем через три месяца после его вступления в строй. Способность самолетов топить корабли также осталась без подтверждения.

Линейный корабль "Остфрисланд". Фото с сайта sms-navy.com

Линейный корабль "Остфрисланд". Фото с сайта sms-navy.com

Lenta.ru

Состоятельность нового вида оружия в войне на море взялись доказать за океаном. 21 июля 1921 года Уильям Митчелл, один из создателей американской авиации, доказал способность самолетов топить корабли. После двух суток налетов, получив 19 попаданий, в том числе два попадания 907-килограммовыми бомбами, был потоплен линейный корабль "Остфрисланд", переданный ВМС США в счет репараций с Германии.

Мнения специалистов разделились - одни полагали, что эксперимент с неподвижным кораблем и в отсутствие противодействия ничего не доказывает, другие считали, что найдено новое "абсолютное оружие" морской войны. Неизвестно, чем бы закончился этот спор, и какова была бы судьба авианосцев и самолетов, но новому классу кораблей помогла политика - подписанный в 1922 году Вашингтонский договор, жестко ограничивший развитие линейных кораблей, вынудил адмиралов обратить внимание на авианосцы.

Продолжение следует

Илья Крамник

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше