В последнее время администрация США приступила к розыгрышу шахматной партии, которую можно было бы охарактеризовать фразой "как нам уйти из Ирака так, чтобы потом нам ничего за это не было". Просто признать свои ошибки Буш не может, это равносильно заблаговременному поражению республиканцев на президентских выборах. Поэтому для создания надежной базы для отступления в ход идут сложные комбинации в виде очень секретных докладов специальных комиссий и внезапных прозрений отставленного Рамсфелда.
После потери Конгресса, которая означала, прежде всего, перевод споров о дальнейшей судьбе иракской кампании на новый уровень, появление какого-то документа, подготовленного третьей стороной, и предлагающего конкретные действия по выводу ситуации из затяжного кризиса, было вполне предсказуемо. И если бы такой документ не нашелся, его следовало бы придумать.
И тут на помощь администрации пришли друзья, а точнее, бывший госсекретарь и большой друг Буша-старшего мистер Джеймс Бейкер III, длительное время возглавлявший двухпартийную комиссию Iraq Study Group, в чью задачу как раз и входила выработка рекомендаций по дальнейшему благоустройству освобожденного от Саддама Ирака. Конечно, предположение о том, что подготовленный комиссией доклад является прямым следствием заговора семейства Бушей и Бейкера вряд ли справедливо, тем более, что у этой организации есть и второй глава - демократ Ли Хамильтон, но слишком своевременное появление этого документа в высших эшелонах американской власти все же не случайно.
Вполне возможно, мистер Бейкер пользуясь своим положением, несколько ускорил процесс обнародования не совсем еще завершенного исследования. Если это так, то становится понятна таинственность, которая окружает сей доклад. Информация о нем сливается в прессу небольшими порциями с неизменным обещанием детальных разъяснений "на следующей неделе".
Итак, что уже известно. Во-первых, Джорджу Бушу рекомендуется сосредоточиться не на силовом решении иракских проблем, которое хоть и доказало свою краткосрочную эффективность, но не может стать залогом долговременной стабилизации, а вернуться в лоно дипломатии. Причем, как отмечается в докладе, собственных усилий США и иракского правительства уже явно недостаточно, и к диалогу с конфликтующими сторонами надо подключать столь нелюбимые Белым домом Иран и Сирию. Оценить революционность такого предложения можно лишь вспомнив о том, что Вашингтон неоднократно обвинял обе эти страны в спонсировании терроризма, а Иран, ко всему прочему, и в разработке ядерного оружия.
Во-вторых, в документе впервые называется конкретный срок, в который США могут вывести свои вооруженные силы из Ирака. Участники Iraq Study Group предполагают, что к началу 2008 года страну должны покинуть почти все подразделения американской армии, кроме некоего ограниченного контингента, который будет выполнять лишь вспомогательные функции, например, по обучению иракских военных. Участвовать же в боевых операциях группировка будет лишь в крайних случаях, оговорить которые предстоит отдельно.
Через некоторое время после появления отрывочных сведений об этом докладе с почти аналогичными предложениями выступил еще один персонаж, принимавший в свое время самое непосредственное участие в формировании национальной внешней политики. Речь о бывшем госсекретаре США Колине Пауэлле, который, будучи в Лондоне на экономическом форуме, также посоветовал администрации обратить свой взор в сторону Ирана и Сирии.
И только после этого, удивительно долго отмалчивавшийся по этому поводу Белый дом, разразился комментарием. Советник по национальной безопасности Стивен Хэдли заявил, что несмотря на то, что президент осознает необходимость изменений в Ираке, доклад комиссии Iraq Study Group не будет являться для него руководством к действию. И далее последовали обычные заклинания про неизбежность победы.
Уверенность, с которой вещал господин Хэдли, означает, что все будет как раз с точностью до наоборот. Доклад комиссии позволит администрации завершить лихорадочные поиски выхода из политического тупика, в который она сама же себя загнала, и прислушаться к "гласу народа", давно и тщетно вопиющего о необходимости радикальных перемен. В итоге, Буш избавляет себя от необходимости покаяния, но приобретает возможность разумной корректировки курса.
О том, что Белый дом пытался задействовать и внутренние ресурсы, свидетельствует внезапно и очень вовремя обнаруженные размышления на тему Ирака ушедшего в отставку министра обороны Рамсфелда. Как оказалось, за два дня до своего ухода в секретном меморандуме на имя президента, Рамсфелд призывал к реформам и даже утверждал, что "действия американских сил в Ираке не приносят должного результата". Ранее он прилюдно демонстрировал сокрушительную уверенность в правильности действий его подчиненных.
Бывший министр рассуждает и о графике сокращения войсковой группировки в Ираке, что таже противоречит его публичным заявлениям о том, что количество войск определяется командующими армией исходя из оперативной обстановки. И это при том, что сами командующие настаивают, что для реализации поставленных задач войск не хватает.
Итак, благодаря помощи старых друзей и бывших коллег семейства Бушей, база для перемен создана. Осталось лишь придать ей необходимую форму и лоск и можно представлять широкой американской общественности под совершенно "неубиваемым" политическим лозунгом "мы возвращаем наших парней домой". А в том, что "парни" начнут активно возвращаться аккурат к выборам, сомневаться не приходится.
Андрей Воронцов