Судьбы похищенных из Государственного Эрмитажа экспонатов неисповедимы: еще не завершилось следствие по делу о большой краже из ювелирного фонда, как из ниоткуда возникла пропавшая пять лет назад картина Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Неведомые доброжелатели доставили ее в приемную лидера компартии Геннадия Зюганова.
Царское дело
Картина "Бассейн в гареме" - хрестоматийная работа салонного ориенталиста Жерома. В собрание Эрмитажа она попала после национализации императорских коллекций в 1918 году. До того полотно висело в Аничковом дворце. В Россию оно попало благодаря великому князю Александру Александровичу, впоследствии императору Александру III. Цесаревич, как известно, "собственного влечения" к живописи не имел, но собирал ее энергично и бессистемно.
"Бассейн в гареме" великий князь приобрел еще до вступления на престол - в 1876 году. В 1885-ом, уже будучи императором, Александр Александрович купил еще одно полотно Жерома - "Большой бассейн". По какой-то причине именно на эту картину пал выбор людей, отбиравших в 1930-х эрмитажную живопись для продажи на Запад. В 2004 году она была выставлена на лондонские торги Sotheby's двумя европейскими коллекционерами и продана за 1,9 миллиона фунтов стерлингов. Для живописи Жерома эта сумма стала рекордной. Впрочем, он весьма популярен среди собирателей - в 1980-х - 1990-х его восточные ню продавались в пределах полутора-двух миллионов долларов.
Бороться и искать
Некто, позвонивший в офис Геннадия Андреевича в здании Госдумы 20 декабря 2006 года, сообщил, что хотел бы передать председателю ЦК КПРФ некую очень ценную вещь, и добавил: "Знаю, что он не украдет и не перепродаст ее. Вернет стране и народу" (во всяком случае, в таком виде цитата приведена на сайте cprf.ru).
Живописец и скульптор Жан Леон Жером (1824-1904) учился у Поля Делароша, много путешествовал по Италии, Турции, Египту. В 1847 году получил медаль в парижском Салоне. Прославился полотнами с изображениями восточных красавиц, жанровыми картинами с колоритными башибузуками, портретами исторических деятелей. Среди его многочисленных учеников был и наш знаменитый соотечественник Василий Верещагин.
В оставленном на охране бумажном пакете оказался свернутый вчетверо холст, сильно потертый и порванный. Пресс-секретарь фракции КПРФ в Думе Екатерина Кибис довольно быстро отыскала репродукцию полотна в интернете: это оказался "Бассейн в гареме" кисти французского салонного художника второй половины XIX века Жана Леона Жерома.
Картина была похищена среди бела дня 22 марта 2001 года из 330-го зала Эрмитажа. Ее искали, но не нашли, и дело было приостановлено за "неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Местонахождение полотна также осталось неизвестным.
Сразу после кражи в 2001 году директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предположил, что за ней стоял одиночка, не рассчитывавший продать ее: полотно слишком известно, не слишком модно. "Возможно, - высказал тогда предположение директор, - мы имеем дело с маньяком, потому что на картине изображены обнаженные женщины". Правда, тут же Пиотровский отметил, что полотно было выкрадено кем-то опытным - резавшим холст из подрамника аккуратно и уверенно. Кто бы ни был этот решительный эротоман, след его простыл бесследно.
Поиски картины все эти пять лет не прекращались. Более того, они обросли удивительными слухами: так, в июне 2006 года в петербургских СМИ появилась информация о том, что "Бассейн в гареме" возвращен в Эрмитаж. Сообщалось, что "сотрудники службы безопасности Эрмитажа во главе с бывшим заместителем начальника 12-го "антикварного" отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Александром Хожеиновым вышли на заказчика похищения и уговорили его вернуть картину музею за выкуп в 200 тысяч долларов из личных средств директора музея Михаила Пиотровского". Впрочем, все поименованные лица слухи решительно опровергли.
Вновь обретенному "Бассейну в гареме" предстоит долгая реставрация и возвращение в зал Эрмитажа. Приятный финал трудного года для главного российского музея.
Юлия Штутина