"Ведомости" выиграли иск против РБК - суд признал незаконной перепечатку статей газеты на одном из сайтов информагентства. Поскольку этим решением не удовлетворен истец, чью сумму ущерба суд снизил в тысячу раз, точку в тяжбе ставить пока рано. А значит, заинтересованную публику ждут новые повороты этого необычного дела, превращенного усилиями участников конфликта в фарс с разоблачениями.
В среду поздно вечером стало известно, что Девятый арбитражный апелляционный суд признал нарушением авторских прав перепечатку одним из сайтов РБК более ста статей газеты "Ведомости" без ссылки на первоисточник. Таким образом, было отменено решение Арбитражного суда Москвы, который отклонил иск "Ведомостей", посчитав, что статьи журналистов не являются объектом авторского права. Однако, признав правоту юристов газеты, Девятый арбитражный апелляционный суд в тысячу раз - до 282 тысяч рублей - снизил сумму компенсации, которую РБК обязано выплатить изданию.
Выразив удовлетворение решением суда по существу, представители истца, впрочем, заявили, что не удовлетворены многократным снижением суммы ущерба. "Мы добились самого главного – доказали, что статьи наших авторов являются интеллектуальной собственностью, и тем самым создали прецедент", – сказала "Коммерсанту" PR-директор "Ведомостей" Елена Быстрова. А адвокат газеты Владислав Быков заявил, что суд мог ошибиться при определении суммы компенсации. Издание намерено дождаться мотивировочной части судебного решения, после чего определится с дальнейшими шагами. Так же намеренно поступить и РБК, заявил "Коммерсанту" его гендиректор Юрий Ровенский.
Тяжба "Ведомостей" и РБК с самого начала отличалась от других российских внутримедийных конфликтов. Участники судебного разбирательства сделали все возможное для того, чтобы оно осталось в анналах отечественной журналистики. Во-первых, беспрецедентной оказалась сумма претензий. "Мне неизвестно, чтобы суды взыскивали такие компенсации по делам об авторских правах, тем более по перепечаткам, – говорил в декабре прошлого года глава адвокатской компании "Усков и партнеры" Вадим Усков, отстаивавший на процессе интересы РБК. – Не знаю, сколько зарабатывает РБК на продаже своей информации, но в интернете столько денег сейчас нет".
Необычными для медийных конфликтов оказались и шаги, предпринимаемые сторонами. В ответ на иск "Ведомостей" РБК со своего сайта выступило с предложением купить газету. В "Ведомостях" появление сообщения назвали попыткой повлиять на ход иска и заявили, что никогда не вели переговоров о продаже издания, с чем, правда, не согласились представители информагенства. Как тогда говорил Юрий Ровенский, РБК еще летом 2005 года выступило с соответствующим предложением. Однако из-за того, что сумма, предложенная за издание (50 миллионов долларов), выглядела заниженной (ИД "Коммерсант", по оценкам экспертов, в сентябре 2006 года был куплен за 200-300 миллионов долларов), некоторые наблюдатели тогда посчитали, что РБК блефует и пытается купить то, что не продается.
Дальше больше. В январе информационное агентство проверило журналистов газеты на причастность к своим публикациям, подав встречный иск в Головинский суд. А потом в свою очередь обвинило издание в интеллектуальном воровстве, обратившись в Арбитражный суд Москвы с просьбой взыскать с "Ведомостей" 286 миллионов рублей за незаконное использование в газете 50 заметок из платной ленты РБК. Последний иск особенно удивил представителей газеты, которые с самого начала настаивали на том, что агентство пытается затянуть процесс по основному иску. Как заявила PR-директор газеты Елена Быстрова, новости в три-пять строчек, о которых шла речь в иске, были опубликованы РБК в рубрике "Вкратце" в открытом доступе и под каждым из сообщений стояла ссылка на источник. Более того, гендиректор РБК Юрий Ровенский ранее просил газету публиковать в этой рубрике новости от РБК, уточняла Быстрова. В начале октября этот иск был отклонен.
Представляют интерес и действия "Ведомостей", а также журнала Smart Money, который входит в одну с газетой издательскую группу - Independent Media Sanoma Magazines. В апреле Smart Money публикует статью на злобу дня. В ней рассказывается о превращении торгующей конфетами и металлами фирмы в огромный информационный холдинг со "странностями". Последние, по версии журнала, заключались в слишком высокой рекламной выручке, во много раз превышавшей продажи других крупнейших рекламных площадок Яndex, Rambler, Mail.ru, и отношении некоторых экспертов и участников рынка к информационному холдингу как пиар-инструменту.
А "Ведомости", сообщая о последнем решении Девятого арбитражного апелляционного суда, даже отказались от своей обычной беспристрастности. В новости, размещенной в газете 21 декабря, издание называет решение московского арбитража "абсурдным", себя - "признанным лидером на рынке российских деловых СМИ", а в качестве иллюстрации использует фотографию помойного ящика, на котором в графическом редакторе пририсован логотип РБК.
Поскольку последнее судебное решение едва ли окажется последним в этом конфликте, то можно предположить, что в будущем медийное сообщество ждет не менее захватывающее продолжение.
Владимир Моторин