Ситуация в разрушенной 15-летней гражданской войной Сомали окончательно вышла из-под контроля временного переходного правительства в июне 2006 года. Вооруженные формирования оппозиционного Союза исламских судом развернули масштабное наступление и выбили лояльные официальным властям войска из столицы страны Могадишо. Вскоре под контроль боевиков перешли центральная и южная части Сомали. Однако на помощь утратившему власть сомалийскому правительству пришли Эфиопия и США.
Эхо гражданской войны
Два года назад ООН сформировало переходное правительство, возложив на него явно непосильную задачу - примирить многочисленные и враждующие между собой группировки Сомали, которыми руководили полевые командиры. Последние обосновались в различных районах страны начиная с 1991 года, со времени падения диктаторского режима президента Мохамеда Сиада Барре и начала масштабной гражданской войны. Властью они делиться не хотели, поэтому на протяжении последних 15 лет периодически воевали друг с другом.
Нынешнее временное правительство было не первым, и в итоге, как и его предшественники, стало выполнять формальные функции, создавая видимость наличия в стране исполнительной власти. В 1999 году в стране появился так называемый Союз исламских судов (СИС). Он объединил исламистские группировки Сомали, которые решили таким образом ответить на беспредел мелких отрядов племенных вождей. Финансовую помощь СИС получал от влиятельных исламских бизнесменов. Причем союз стал действительно популярен среди простых сомалийцев, уставших от долгих лет безвластия.
Представители Союза исламских судов сразу заявили, что основной их задачей является установление в Сомали жесткого порядка на основе исламских религиозных законов - шариата. По их мнению, только это могло "вырвать страну их хаоса гражданской войны", начавшейся с падением режима Барре. Лидер СИС шейх Шариф Ахмад (32-летний бывший школьный учитель, получивший образование в Ливии) назвал свое движение "революцией народа", который сам должен решить, какое государство, исламское или светское, следует строить, причем без иностранного вмешательства. По его словам, введение шариата должно было только приветствоваться населением, так как применять его планировалось ограниченно, то есть без крайних мер наказания в виде отрубания конечностей и побивания камнями. Кроме того, он отрицал, что союз получает помощь из арабских монархий.
Исламисты долгое время действовали партизанскими методами на юге страны. Однако когда СИС окреп, его боевики изгнали полевых командиров, которые не пожелали перейти на их сторону. После этого, 5 июня 2006 года, формирования союза вошли в столицу Сомали Могадишо, выбив из нее племенные подразделения полевых командиров из "Альянса за восстановление мира и против терроризма". Они контролировали город на протяжении почти 15 лет. Сама эта организация была создана как один из центров силы - чтобы заручиться поддержкой полевых командиров им было позволено войти в переходное правительство. По некоторым данным, "Альянс" возник не без помощи США, что отчасти и предопределило его поражение в ходе июньских боев. Не получив поддержки сомалийцев, отряды "Альянса" покинули Могадишо. После этого президент Сомали Абдулла Юсуф Ахмед (кстати, в прошлом выпускник Военной академии имени Фрунзе и полевой командир) вывел его из состава правительства и попытался договориться с Союзом исламских судов.
Однако на переговоры исламисты не шли. Тогда в конфликт решила вмешаться Эфиопия. Военные этой страны были направлены в приграничный сомалийский город Байдоа, где после бегства из Могадишо расположилось переходное правительство. Сначала небольшие армейские части занимались охраной зданий властных структур Сомали и чиновников временной администрации. В боевые действия с формированиями Союза исламских судов они не вступали, да и те решили действовать партизанскими методами, которые они с успехом применяли прежде. В сентябре в Байдоа было совершено неудачное покушение на президента Сомали Абдуллу Юсуфа Ахмеда, затем взорван блокпост с эфиопскими солдатами. В октябре СИС объявил джихад Эфиопии, после чего боевики союза несколько раз вторглись на ее территорию.
Эфиопские власти в конце декабря объявили о вводе своих войск (около 8 тысяч солдат и офицеров с бронетехникой и авиацией) в Сомали "из опасений радикализации региона и усиления исламистов, угрожающих христианскому населению государства" (таковых в Эфиопии 40 процентов). Их действия по разгрому боевиков поддержал Африканский союз, опасавшийся возникновения в регионе собственного аналога афганского "Талибана", а также Вашингтон, который утверждал, что за сомалийскими исламистами стоит "Аль-Каеда". Кстати, один из лидеров Союза исламских судов, шейх Хасан Дахир Авейс, был занесен в американский список террористов. По сведениям США, в прошлом он возглавлял группировку "Аль-Иттихад аль-Исламия", близкую к Осаме бин Ладену.
Для Эфиопии Сомали многие годы оставалось главной внешнеполитической проблемой. За последние 45 лет между этими странами дважды происходили вооруженные конфликты из-за спорных приграничных территорий. Более того, представители СИС неоднократно подчеркивали, что они намерены отторгнуть восточные и северо-восточные земли Эфиопии, Кении и Джибути, создав Большое Сомали. Угроза нападения исламистов только подогревала намерение эфиопских властей нанести превентивный удар. Их поставки оружия и боеприпасов для переходного правительства Сомали, несмотря на существующее эмбарго, явно не могли переломить ситуацию. Эксперты ООН в свою очередь предрекали только усиление позиций сомалийский боевиков, которые получали военную помощь от Сирии и Ирана.
За неделю боев формирования Союза исламских судов были разгромлены. 28 декабря они оставили столицу Сомали Могадишо. Причем город был взят без единого выстрела. Как оказалось впоследствии, узнав о приближении эфиопской армии, две крупнейшие клановые группировки Абгаль и Хабр-Гедир (кстати, последняя в свое время поддерживала генерала Мохамеда Фарраха Айдида, о котором ниже), фактически контролировавшие Могадишо, решили разорвать свои отношения с СИС. Они направили в штаб переходного правительства своих парламентеров, после чего сдали город. Отмечалось также и то, что из рядов исламистов дезертировали многие боевики, которые были "призваны" ими на военную службу после захвата власти из числа местного населения. На южное побережье Сомали отступили около трех тысяч человек (стоит отметить, что в самом начале боевых действий Эритрея, которая находится во враждебных отношениях с Эфиопией, направила в помощь исламистам около 2 тысяч своих бойцов). Через несколько дней боевики потеряли 95 процентов ранее захваченной территории и были рассеяны по южным населенным пунктам.
Американское присутствие
К тому времени к побережью Сомали подошли три американских боевых корабля - ракетные крейсеры "Бункер-Хилл" и "Энзио", а также десантный корабль на воздушной подушке "Эшланд". Они должны были отрезать пути для отхода боевиков по морю. Совбез ООН, который собрался на экстренное заседание, так и не дал внятной оценки ситуации в Сомали - организация лишь призвала конфликтующие стороны прекратить боевые действия. Начались активные переговоры в рамках Африканского союза о возможности отправки миротворческого контингента в страну. Вероятно, это было связано с тем, что пребывание эфиопских войск вызвало недовольство сомалийцев. Это обстоятельство грозило разрушить хрупкую коалицию кланов, которая была восстановлена после долгих переговоров, - в ее руках до наступления исламистов находилась фактическая власть в Сомали.
Активные боевые действия после 2 января прекратились. Правительственные войска не торопились выполнять угрозу премьер-министра страны Али Мохамада Геди, который заявил, что "если боевики, зажатые на побережье, не сложат оружие, то их сбросят в море". Однако после этого относительного затишья 9 января самолет ВВС США AC-130 нанес ракетный удар по деревне Хайо, в которой, как утверждалось, находились боевики Союза исламских судов. По неподтвержденным данным, в результате налета погибли несколько десятков человек. По словам американских военных, целью ракетного удара был "лидер "Аль-Каеды" в Восточной Африке и другие высокопоставленные члены этой террористической организации". Также утверждалось, что в деревне находились боевики, причастные к двум терактам против посольств США, совершенным в 1998 году в Кении и Танзании. После этого удар нанесли боевые вертолеты ВВС США.
Таким образом, американцы открыто ввязались в конфликт в Сомали, однако они учли ошибки прошлого. В 1992 году, после обнаружения в этой стране нефтяных месторождений, США ввели в нее свои войска. Генерал Мохамед Фаррах Айдид возглавил тогда партизанскую войну против американских войск. В октябре 1993 года подразделение элитного армейского спецназа США "Дельта" попыталось захватить лидера боевиков в Могадишо, но провалило миссию, потеряв 18 человек убитыми (об этом эпизоде снят ставший известным фильм "Падение Черного ястреба"). Тогда весь мир обошли кадры, на которых ликующие сторонники Айдида волокли по улицам сомалийской столицы трупы американцев. США под давлением общественного мнения были вынуждены спешно вывести весь персонал из Сомали.
На этот раз американцы действовали более продумано. Они вступили в конфликт последними, то есть когда война, по сути, была выиграна. Исламистов разгромили руками эфиопов, которые уже сейчас задумываются о скорейшем выводе своих войск из Сомали из-за негативного отношения жителей страны. США же, наоборот, могут теперь предъявить свои претензии на влияние в этой стране. В подтверждение этому к побережью Сомали направился американский авианосец "Дуайт Эйзенхауэр". В целом, США и соседние с Сомали страны получили выгоды от разгрома Союза исламских судов - отныне радикальные исламисты, по крайней мере в ближайшем будущем, не станут консолидирующей силой для разрозненных кланов страны. Однако и нынешнее переходное правительство, которое фактически на щитах иностранной армии вошло в Могадишо, вряд ли заслужит у населения какое-либо доверие.
Руслан Кадрматов