Нефтяные киллеры Члены "кингисеппской преступной группировки" назвали бывшего башкирского сенатора своим главным заказчиком

На проходящем в Мосгорсуде процессе по делу так называемой "кингисеппской группировки", которая, если судить по инкриминируемым ее членам преступлениям, специализировалась на заказных убийствах в среде нефтяных бизнесменов, выясняются все новые подробности жизни и деятельности этих "работников ножа и топора". В первую очередь благодаря сенсационным признаниям одного из киллеров, Александра Иванова, и недавно попавшего в руки правосудия Сергея Финагина, которого Генпрокуратура считает лидером ОПГ. Показания Финагина и Иванова касаются не только дела бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, но и подзабытого уже, а когда-то наделавшего много шума дела Александра Пуманэ.

Темное дело

Все началось вечером 18 сентября 2004 года, когда в центре Москвы, в Богословском переулке, сотрудниками милиции был задержан бывший офицер-подводник Александр Пуманэ, житель города Пушкина, что под Санкт-Петербургом. В его машине были обнаружены две армейские мины МОН-50, каждой из которых было достаточно, чтобы уничтожить все живое в радиусе 100 метров, и тротиловая шашка. Задержанный был доставлен в 83-е отделение милиции, где с ним были проведены интенсивные "следственные мероприятия". Этих мероприятий Пуманэ не перенес. Он скончался в Институте Склифосовского тем же вечером, успев, однако, сообщить, что некие чеченские террористы заказали ему произвести теракт в Москве.

Дело это, которое назвали "делом Пуманэ", было чрезвычайно "темным", содержавшим огромное число противоречий, умолчаний, нестыковок и нелепостей. Следствие в отношении миллиционеров, которые убили или допустили убийство Пуманэ, тянулось до марта 2006 года, однако оно так и не прибавило ясности, кто же все-таки такой был Александр Пуманэ и зачем он пригнал в центр Москвы начиненную взрывчаткой машину. Бывшему подводнику приписывали планы по подрыву Конференции мэров городов мира на Бородинской панораме и даже взрыву президентского кортежа. Были версии и о том, что Пуманэ просто согласился перегнать принадлежащую неизвестным заказчикам машину за несколько тысяч долларов. В марте 2006 года казалось, что вопрос "who is Mr Пуманэ?" так никогда и не получит внятного ответа.

Однако осенью 2006-го, через два года после гибели бывшего подводника, "дело Пуманэ" превратилось в "дело банды Пуманэ". 23 октября Генпрокуратура передала в Мосгорсуд дело в отношении семерых членов "кингисеппской группировки" наемных убийц, активным членом которой, по версии следствия, был покойный Пуманэ, а основным "работодателем" - бывший член Совета Федерации от Башкирии и "нефтяной магнат" Игорь Изместьев.

Во всем виноват Изместьев

Слушания по делу начались 28 ноября и продолжаются до сих пор. На скамье подсудимых семь человек - Марсель Гарифуллин, Юрий Зяблов, братья Александр и Андрей Ивановы, Игорь Ульданов, Сергей Хомутов и Валентин Бар-Бирюков. Последний, как и Александр Пуманэ, закончил Высшее военно-морское училище в Баку и в прошлом являлся офицером-подводником.

Этим семерым вменяется в вину шесть заказных убийств, причем четыре из них, по версии следствия, спланировал и лично осуществил именно Александр Пуманэ.

Один из подсудимых, Александр Иванов, согласился сотрудничать с правоохранительными органами еще на стадии следствия, а также единственный из "кингисеппцев" в первый же день слушаний в Мосгорсуде полностью признал свою вину. А 16 января, в ходе допроса в суде в качестве свидетеля обвинения Иванов дал показания на Изместьева, назвав экс-сенатора одним из руководителей группировки и заказчиком ряда убийств.

На момент начала процесса человек, которого считают главарем группировки, бывший боксер Сергей Финагин по кличке Фин, находился в федеральном розыске. Он скрылся сразу после того, как стало известно о задержании Пуманэ, и два с лишним года жил по поддельным документам на имя пенсионера МВД в Петербурге, сделав пластическую операцию. Однако 18 декабря его все-таки задержали в Питере и этапировали в Москву. Его дело выделено в отдельное производство. Финагин, как и Иванов, согласился сотрудничать со следствием и в качестве свидетеля обвинения дал показания на процессе в Мосгорсуде, подтвердив информацию, сообщенную ранее Ивановым, о том, что преступления ему заказывал и оплачивал Игорь Изместьев.

Хладнокровный расчет

Вот какая картина "боевого пути" группировки вырисовывается из показаний Иванова и Финагина: группа "кингисеппских" сформировалась под видом "охранной структуры" еще в начале 90-х годов. Тогда ее возглавляли двоюродные братья Георгий Сафиев и Имран Ильясов. Первый "ставил участникам группы задачи", а второй "осуществлял связь между Сафиевым и Финагиным". Сафиев впоследствии уехал в США, где его убили, а Ильясов в настоящее время находится под стражей, его дело Генпрокуратура выделила в отдельное производство и продолжает расследовать.

Задачи, которые ставили перед членами банды ее руководители, по словам Александра Иванова, "в основном были убийствами". В 1996 году Финагин распустил "старый состав группировки" и набрал новый, члены которого, кроме Пуманэ, и сидят сейчас на скамье подсудимых. Чуть раньше, по версии Иванова - в 1992-1994 годах, по версии Финагина - "в середине 90-х", "кингисеппцы" "перешли под Изместьева", который тогда еще не ушел в политику (это случилось в декабре 2001 года), а являлся гендиректором нефтяной компании "Корус-холдинг". Причем, по словам Финагина, произошло это потому, что экс-сенатор больше платил – по 100 тысяч долларов за каждое убийство. Об этом же говорит и Иванов - с приходом к руководству в группировке Изместьева "платить стали лучше", если до этого киллеры за убийство получали по 7 тысяч долларов, которые делили "на всех по-братски", то при Изместьеве "стрелки" стали зарабатывать до 20 тысяч каждый.

По словам Финагина, из шести заказных убийств, инкриминируемых "кингисеппцам", только два были непосредственно заказаны Игорем Изместьевым, причем их непосредственными исполнителями являлись Иванов и Пуманэ. Так, сообщил Финагин, 22 декабря 1999 года в Москве Александр Пуманэ по заданию Изместьева застрелил сотрудника немецкой фирмы "Ронекс" Олега Булатова, занимавшегося транспортировкой нефти, а 3 апреля 2001 года в Уфе убил бывшего главного бухгалтера Башкирской нефтехимической компании Валерия Сперанского.

В то же время информация, сообщенная Ивановым, несколько отличается: по его словам, кроме убийства Сперанского, который "кинул на деньги" ряд фирм, в том числе фирму Изместьева, будущий башкирский сенатор также заказал похищение и убийство в ноябре 2001 года главного бухгалтера ООО "Группа "Плаза"" Людмилы Красногер. "Нам просто сказали: она должна исчезнуть бесследно",– сообщил Иванов. Женщину убили, а ее труп забетонировали в полу гаража. Кроме того, Изместьев, по словам бывшего киллера, был причастен и к организации покушения на акционера ЗАО "Компания САН" Михаила Орлова. Орлов, машину которого изрешетили Александр Иванов и Александр Пуманэ, остался жив, поэтому, как отметил на допросе подсудимый, "обещанный гонорар нам не заплатили".

"Я никогда его (Изместьева) не спрашивал, почему надо убрать заказанного человека, у меня была другая роль",– цитирует Финагина "Коммерсант". "Это все война за нефтянку", - отметил в то же время Финагин. Все заказанные Финагину бизнесмены, как и Изместьев, "работали в нефтебизнесе, я догадывался о мотивах убийства, слышал, что кто-то не вернул долг, другой кинул одну из фирм Изместьева".

Так, по данным, на которые ссылается газета "Газета", убитый Валерий Сперанский, более десяти лет контролировавший финансовые потоки самого крупного нефтеперерабатывающего комплекса Башкирии, владел компроматом на компанию Изместьева "Корус-холдинг". Документы Сперанский успел передать столичному частному нотариусу Галине Перепелкиной. С их помощью она хотела вернуть 20 миллионов долларов, который "Корус" задолжал ее гражданскому супругу, бывшему финансовому директору компании "Славнефть" Юрию Бушеву (как считает следствие, именно он должен был стать последней жертвой Пуманэ). Перепелкину застрелили 11 июля 2001 года в Москве на Большой Бронной улице. Обвинение в организации ее убийства по статье 105 УК РФ Генпрокуратура и предъявила Изместьеву 24 января. Кроме "заказа на ликвидацию" Перепелкиной, Изместьеву также вменили еще один эпизод, фигурирующий в "кингисеппском деле", - организацию убийства Булатова.

Стоит отметить, что, собственно, все заказные убийства, фигуририрующие в деле, так или иначе касаются башкирской нефти - это и убийство в Уфе 13 января 1994 года бывшего заместителя гендиректора ОАО "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" Салавата Гайнанова, и убийство 11 декабря 2002 года в Москве Василия Хитаришвили, председателя правления ЗАО "ВМС-Октан", занимавшегося переработкой все той же башкирской нефти.

Что касается Пуманэ, то, как пишет "Комсомольская правда", ссылаясь на источники, близкие к следствию, он был "ведущим специалистом" группировки. "Железная выдержка, суровая дисциплина, хладнокровный расчет. Практически все покушения банды планировал именно он. К тому же Пуманэ был прекрасным взрывотехником", - цитирует газета источник. Кроме Булатова, по версии следствия, Пуманэ также убил Хитаришвили и Сперанского и покушался на Орлова.

Однако Пуманэ уже более двух лет вне юрисдикции Мосгорсуда. Игорь Изместьев попытался было после досрочного прекращения сенаторских полномочий скрыться за границей - после начала "кингисеппского" процесса его фамилия начала регулярно упоминаться в СМИ в связи с этим делом, и тучи над головой экс-сенатора явно сгустились. Но после лихой поимки силами российских спецслужб в бишкекском аэропорту и этапирования в Лефортово он вполне подсуден. И, судя по всему, предъявленные ему обвинения в "заказе" двух убийств далеко не последние, особенно после ареста Сергея Финагина. Сам Изместьев, естественно, отрицает выгоду для своего бизнеса всех этих "нефтяных" убийств, утверждая, что "надо знать, что происходило тогда в нефтяной отрасли, чтобы понять: эти убийства мне не были выгодны". По словам адвокатов экс-сенатора, его позиция остается неизменной: "Изместьев не причастен к инкриминируемым ему убийствам, показания на него дают под давлением. Если будет проведена очная ставка Изместьева с Ивановым и Финагиным, он их легко разоблачит",– утверждают защитники бывшего сенатора. Остается дождаться очной ставки.

Татьяна Щеглова

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше