В Калифорнии в возрасте 89 лет умер американский писатель, сценарист и продюсер Сидни Шелдон. 18 его романов разошлись по всему миру тиражом 300 миллионов экземпляров, по его книгам снято 25 полнометражных фильмов и поставлено шесть пьес на Бродвее. За год до кончины он опубликовал мемуары, немедленно ставшие таким же бестселлером, как и его беллетристика.
Шелдон начал писать романы поздно: первый - "Сорвать маску" ("The Naked Face") - был опубликован в 1970 году, когда автору было 53 года. К тому времени он числился успешным продюсером телесериалов и сценаристом, в его активе уже был "Оскар" за лучший сценарий (к комедии "Холостяк и девчонка", "The Bachelor and the Bobby-Soxer") и бродвейская премия "Тони" за мюзикл "Рыжая"("Redhead", 1959).
Свое писательское кредо он определял коротко: "Я хочу, чтобы читатель был не в силах отложить мою книгу: он должен переворачивать страницу за страницей, глотать главу за главой". Рецепт его книг был столь же прост: детективная интрига, симпатичные герои и особенно героини, мелодраматические ходы. На аудиторию это действовало безотказно: большинство его романов возглавляли рейтинг бестселлеров газеты The New York Times.
Кредо Шелдона связано в буквальном смысле кровными узами с его семейной историей. Как-то отец будущего писателя, отговаривая 17-летнего отпрыска от самоубийства, внушил ему: "Каждый день жизни - это новая страница в книге. И она может быть полна сюрпризов. Пока не перевернешь ее, не узнаешь, что будет дальше. Если ты закроешь свою книгу сейчас, то не узнаешь, что случится завтра, потому что эту страницу ты должен написать сам".
Шелдон гордился двумя вещами: своим пристрастием к беллетристике и знанием реалий, о которых он писал. Он диктовал каждую свою книгу секретарю, и когда рукопись достигала полутора-двух тысяч страниц, то он садился ее переписывать и нередко проделывал это полтора десятка раз. На один том у него уходил, в среднем, год. Как-то в его доме случился пожар, и прибывшие на место спасатели велели обитателям выносить самое ценное. Шелдон вынес ручки и блокноты: "Я не мог и представить себе, что проведу несколько дней, не имея возможности писать".
Он с удовольствием путешествовал по миру (объездил 90 стран) и неизменно утверждал: "Если у меня в книге описано индонезийское блюдо, это значит, что я ел его сам".
Его часто спрашивали, не смущает ли его, что большинство его читателей - женщины. "Вовсе нет. Я хочу развеять миф о "глупой блондинке". Мои героини - сильные и красивые личности. Они отражают мой личный опыт: таковы были и моя мать, растившая детей в годы Великой депрессии и работавшая до восьмого десятка, и моя покойная жена Хорха, и моя вторая супруга - Александра. Все они - умные, целеустремленные, творческие люди. И эти качества сосуществуют в них никоим образом не в ущерб женственности".
Читательницы забрасывали Шелдона требованиями изменить судьбы героев, и он не отказывал им в праве на счастливые обстоятельства. В романе "Гнев ангелов" ("Rage of Angels") один из персонажей - маленький мальчик - умирает. После вороха писем от огорченных поклонниц Шелдон изменил сценарий готовившегося минисериала: ребенок остался жив, а дамы - довольны.
Шелдон был добродушным человеком и умел быстро найти общий язык с аудиторией.
- Кто ваш любимый исторический персонаж?
- Авраам Линкольн. Он был исполнен глубокого сострадания к людям и считал, что они созданы равными и свободными.
- Кто ваш любимый герой из ныне живущих?
- Далай Лама. Он старается сделать этот мир лучше.
- Кто ваш любимый литературный персонаж?
- Аттикус Финч (из романа Харпер Ли "Убить пересмешника"). Он принципиален и бесстрашен.
- Ваш девиз?
- Постарайся уйти из этого мира, сделав его лучше, чем он был при твоем рождении.
Не прибавить, не убавить. Никаких подвохов, все на ладони. Банальность - не преступление, дидактичность - не грех, если не стремиться на Парнас, а идти в дом к далеким от литературы людям, ищущим убежища от повседневных тревог.
Стал ли наш мир лучше за последние 89 лет - большой вопрос. Но Сидни Шелдон старался.
Юлия Штутина