Не успела центральные СМИ облететь весть о том, что командир элитного чеченского спецназа стал фигурантом уголовного дела о рейдерстве, как стало известно, что конфликт близок к разрешению и дело вот-вот будет закрыто. Тем не менее, набравшийся к этому времени объем компромата оказался достаточным, чтобы понять, что речь идет лишь о верхушке айсберга. Тем более, что в этой истории задействованы весьма громкие имена.
2 февраля прокуратурой Ленинградского военного округа было возбуждено уголовное дело о самоуправстве и нанесении телесных повреждений средней тяжести. Подозреваемыми по делу проходят командир батальона "Восток" спецназа ГРУ Сулим Ямадаев, начштаба батальона Магомед Тайсумов (по другой версии, его фамилия Тайсапов) и офицер спецназа Ризван Устарханов.
Пострадавшим и подателем иска является директор санкт-петербургского мясоперерабатывающего комбината "Самсон" Хамзат Арсамаков. Он, в свою очередь, приходится родственником Абубакару Арсамакову, владельцу Московского индустриального банка (МИБ), которому и принадлежит "Самсон".
В середине сентября 2006 году к Хамзату Арсмакову пожаловали некие вооруженные люди, которых, по данным следствия, возглавлял Ямадаев. Они фактически взяли директора в заложники, нанесли ему телесные повреждения, после которых он оказался в больнице. Поводом для визита послужили неразрешенные имущественные проблемы между "Самсоном" и неким ООО "Салолина", которое владеет 54 гектарами земли, на которой расположены строения комбината.
По словам пострадавшей стороны, речь шла о рейдерском захвате, в ходе которого нападавшие настойчиво убеждали переписать активы "Самсона" на третьих лиц. Обвиняемая же сторона утверждает, что речь идет о том, что "Самсон" не только задолжал крупную сумму денег в виде арендной платы за землю (по данным разных источников, размер суммы колеблется от 90 до 300 миллионов рублей), но и всячески уклонялся от разрешения коммерческого конфликта.
Следует отметить, что первая информация о возбужденном деле по факту насильственного передела собственности на "Самсоне" появилась еще в конце октября прошлого года. По делу привлекался один из непосредственных участников рейда, директор ООО "Бюро коммерческой недвижимости" Левон Харазов.
По сведениям, опубликованным на сайте телепрограммы "Вести-Северный Кавказ, именно Харазов привлек силовиков для решения конфликта. Питерский УБОП тогда подтвердил, что чеченцы, принимавшие участие в рейде, приехали из Москвы и зарегистрировались в гостиницах города. Также было установлено, что среди них находились военнослужащие Минобороны РФ.
В окружении Ямадаева привели свою версию произошедшего, согласно которой командир батальона "Восток" действительно прибыл в Санкт-Петербург в качестве руководителя сводной опергруппы, состоящей из сотрудников ГРУ, МВД и УФСБ Чечни, для проведения оперативных мероприятий.
Причина, по которой в северную столицу высадился столь представительный десант чеченских силовиков, представляется наиболее любопытной. Неназванные источники в силовых структурах Чечни отметили, что в конфликт вокруг "Самсона" оказался втянут Мовлади Байсаров, бывший руководитель службы безопасности Ахмада Кадырова, бывший командир спецотряда ФСБ "Горец", убитый в Москве на Ленинском проспекте 18 ноября 2006 года чеченской же милицией.
В Чечне Байсаров проходил в качестве подозреваемого по уголовному делу о похищении и убийстве десяти человек, в связи с чем скрывался в Москве. Сам Байсаров категорически опровергал свою причастность к уголовным преступлениям, а причиной гонений на себя называл свое несогласие с политикой Рамзана Кадырова.
В пользу политической подоплеки конфликта говорит и то, что в окружении Ямадаева заявили, что Байсаров принял участие в коммерческом конфликте на стороне "Самсона", потому что рассчитывал создать некий плацдарм для борьбы за власть в самой Чечне. Однако хозяин МИБ Абубакар Арсамаков отказался подтвердить эту версию. "Я в нормальных отношениях с действующими чеченскими руководителями Алу Алхановым и Рамзаном Кадыровым, а Мовлади Байсарова знать не знаю и в глаза не видел", - сказал банкир по этому поводу незадолго до отставки Алханова с поста президента.
Между тем, по информации интернет-издания "Фонтанка.Ру", в марте 2006 года в одном из московских ресторанов уже была предпринята попытка урегулировать конфликт. Одну из сторон представляли Хамзат Арсамаков и Мовлади Байсаров, а другую - директор фирмы "Салолина" Куркаев и его коллеги.
По мнению издания, именно после вмешательства в спор хозяйствующих субъектов Байсарова к конфликту присоединился Ямадаев. "Фонтанка.Ру" отмечает, что чеченский комбат остановился в президентском номере отеля "Невский Палас", снятом на чужое имя, а в холле гостиницы Ямадаев провел деловую встречу с "авторитетным" питерскским бизнесменом Владимиром Кумариным, который в 1990-ых годах возглавлял так называемую "тамбовскую преступную группировку".
В прессе также отмечался и такой факт, что новое дело по "Самсону", в котором оказались замешаны офицеры "Востока", совпало по времени с исчезновением в Чечне родственников Хамзата и Абубакара Арсамаковых. В реке Аргун был обнаружен автомобиль братьев Юнуса и Юсупа Арсамаковых со следами крови в салоне, а сами они пропали. В то же время Абубакар Арсамаков отказался связать события в Санкт-Петербурге и Чечне.
По последним данным, Ямадаев встретился с Абубакаром Арсамаковым и, выразив сочуствие в связи с похищением его родственников, заявил о своей непричастности к этому преступлению. По сведениям газеты "Коммерсант", обе стороны готовы примириться, как только окончательно выяснится судьба пропавших, и у банкира исчезнут подозрения в причастности командира "Востока" к их исчезновению.
Всем трем фигурантам дела уже были высланы повестки с требованием явиться на допрос. Однако в прокуратуру была направлена просьба перенести следственные мероприятия на другое время, так как все трое подозреваемых находятся на больничном.
Брат Сулима Ямадаева Руслан, являющийся депутатом Госдумы, полагает, что кампания против офицеров "Востока" была заказной. Однако он не считает, что за ней стоит Рамзан Кадыров. По словам Руслана Ямадаева, в возобновлении дела заинтересованы "проходимцы, которые делают на беде политику и деньги, это чеченцы, которые проживают и в Чечне, и в России, и за рубежом".
Сам Кадыров, ставший на днях исполняющим обязанности президента Чечни, также заявил, что считает уголовное дело против Ямадаева "недоразумением". Между тем интернет-издание "Эксперт Online" отмечает, что сторонники Ямадаева остаются в Чечне единственным сколько-нибудь существенным противовесом "кадыровцам".
Несмотря на то, что и Ямадаевы и Кадыровы принадлежат к одному из самых крупных чеченских тейпов - Беной, и на то, что Сулим Ямадаев был одним из ближайших сподвижников Ахмада Кадырова, сын последнего не питает теплых чувств к командиру батальона спецназа ГРУ. Впрочем, эти чувства, по-видимому, взаимные.
В ситуации, когда Кадыров-младший достиг своей цели, фактически уже став единоличным хозяином Чечни, он неоднократно заявлял, что при его руководстве республика стала одним из самых спокойных и стабильных регионов на Северном Кавказе. Во многом это и так, особенно по сравнению с тем, что творилось в Чечне буквально пару лет назад. Но что с того, если в это время чеченские полевые командиры занимаются разделом недвижимости в Санкт-Петербурге, используя присущие им методы, и без оглядки на российские законы.