Нержавая контрабанда Генпрокуратура РФ раскрыла схему незаконного оборота металла

10 апреля российские Генпрокуратура и Федеральная таможенная служба объявили о том, что им удалось раскрыть крупную контрабандную сеть, которая занималась вывозом из России металлолома и поставками в страну готовой сталелитейной продукции. В преступной схеме участвовали ведущие российские предприятия отрасли в северо-западном регионе, а под подозрение попали даже мировые "стальные" гиганты.

По версии Генпрокуратуры РФ, основными участниками "стальной аферы" были Александр Остапенко и Геннадий Шелякин - генеральный директор и руководитель отдела внешнеэкономических связей петербургской компании "Балтийские стали", которая является одним из основных поставщиков и продавцов нержавеющего проката на российском рынке. Им предъявлены обвинения по статье 188 УК РФ (контрабанда) и в настоящее время они взяты под стражу. Однако следователи не исключают, что в ближайшем будущем дело пополнится новыми фигурантами как из числа деловых партнеров предприятия (среди участников преступной схемы упоминаются фирмы "Альфа-Металл", "Балтметаллимпекс" и "Дельта"), так и сотрудников северо-западной таможни, через которую проходил металл.

Контрабандная схема, в целом, была незамысловатой и создавалась для того, чтобы избежать уплаты пошлин и налогов при пересечении границы. Руководство "Балтийских сталей" получило разрешение на вывоз металлолома, который после переработки на зарубежных предприятиях должен был вернуться в Россию в виде готовой продукции. Эта вполне легальная операция позволяла фирме не платить таможенные сборы, что значительно повышало прибыльность от последующей продажи товара.

Однако, по данным следствия, "участники преступной группы" для отвода глаз создали на Кипре несколько подставных фирм, которые должны были заниматься размещением фиктивных заказов по переработке вывезенного лома на заводах в Финляндии и Швеции. Металл действительно продавался компаниям, расположенным в этих странах, но участников контрабандной схемы уже не заботила его дальнейшая судьба, поскольку готовую продукцию из этого лома обратно в Россию никто везти не собирался.

Вместо этого через офшорные фирмы у зарубежных сталелитейных заводов приобреталась сталь и сплавы, которые по подложным сертификатам как продукт переработки ранее вывезенного металла поставлялись в Россию. Выгоды контрабандистов были вполне определенными. Качество иностранной нержавеющей стали выше, чем отечественной, а ее производство за счет более технологичных методик дешевле. Таким образом, качественная нержавейка, которая на границе выдавалась за переработанный российский лом, на рынке могла быть продана по значительно более высокой цене.

Кстати, среди постоянных партнеров "Балтийских сталей" числятся финская и испанская компании Outokumpu и Acerinox, а также крупное сталелитейное предприятие Arcelor (после слияния в конце 2006 года с мировым "стальным" гигантом Mittal Steel она стала называться Arcelor Mittal). Сейчас российская Генпрокуратура проверяет информацию об их участии в сделках, связанных с контрабандой российского металла.

Следствие установило, что с 2004 по 2006 годы, пока работала преступная схема, из-за границы в Россию незаконно ввезли металла на 1 миллиард долларов, а сумма неуплаченных налогов и таможенных платежей составила около 380 миллионов долларов. Размер ущерба, как заявили в Генпрокуратуре, предварительный и рассчитан только за двухлетний период действия контрабандного канала. Не исключено, что он существовал гораздо дольше. Российской стороне помогают следователи из Финляндии. В этой стране также возбуждено уголовное дело, там под подозрение попали шестеро служащих компании Outokumpu.

В Генпрокуратуре РФ заявили, что на след контрабандистов правоохранительные органы вышли в середине 2006 года. Тогда в ходе проверки Санкт-Петербургской таможни выяснилось, что компания "Балтметаллимпекс" (она также проходит по нынешнему делу "Балтийских сталей"), используя похожую мошенническую схему, вывезла 450 тонн стали, недоплатив в бюджет около 800 миллионов рублей. Разрешение, которое позволяло перерабатывать товары вне таможенной территории, было выдано фирме начальником таможни Иваном Мушкетом, причем, как установила при проверке Счетная палата, сделано это было с нарушением Таможенного кодекса РФ. Чиновник получил строгий выговор, после чего уволился по собственному желанию. По некоторым данным, никаких уголовных дел на него не заводилось, он по-прежнему живет и работает в Санкт-Петербурге.

Как говорят эксперты сталелитейного рынка, масштабы контрабанды, выявленные Генпрокуратурой, колоссальные. По их словам, несколько лет назад, когда подобные мошеннические схемы были очень популярны, провернуть такое дело, не имея хороших связей в таможенной службе, было практически невозможно. В 2005-2006 годах тонна нержавеющей стали стоила около двух тысяч долларов, а на один миллиард долларов (именно эта сумма фигурирует в деле) можно купить 500 тысяч тонн. Провезти такое количество металла через таможню без подложных документов, не вызвав подозрений у ее сотрудников, вряд ли бы удалось. Некоторые наблюдатели считают, что нынешнее уголовное дело - как раз результат перемен, которые недавно произошли в руководстве правоохранительных органов Северо-Западного федерального округа (в июне 2006 года сменились начальник таможенного управления этого региона и глава Санкт-Петербургской таможни).

Однако не все участники "стального" рынка однозначно оценили действия Генпрокуратуры. Они считают, что уголовное дело в отношении петербургских компаний может быть результатом давней борьбы на внутреннем рынке за потребителя. По их словам, конкуренция в этой отрасли очень высокая, покупкой и продажей нержавеющей стали занимаются более 200 компаний. Основной фигурант дела - "Балтийские стали" - работает с 1989 года и, по разным оценкам, занимает до 10 процентов российского рынка, фактически являясь монополистом в северо-западном регионе.

В связи с этим вспомнили скандал 2005 года, когда "Челябинский металлургический комбинат", принадлежащий группе компаний "Мечел", обвинил "Балтийские стали" в демпинге (то есть в вывозе товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри государства или на мировом рынке) и инициировал антидемпинговое расследование, в котором участвовали представители российского правительства. Однако тогда было доказано, что нержавейка продается "Балтийскими сталями" по мировым ценам.

Специалисты считают, что дальнейшее развитие этого уголовного дела приведет к тому, что на рынке стали будет представлено меньше товара, в результате чего появится дефицит, который спровоцирует рост цен. По их словам, все это может стать поводом для передела рынка. Однако есть и другое мнение, согласно которому даже если эти компании уйдут, то это вряд ли вызовет серьезные потрясения. Они не являются столь крупными игроками, как, например, "Стальинвест", и их уход в худшем случае приведет к незначительному повышению цен на нержавеющую сталь.

Руслан Кадрматов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше