За прошедшие два месяца имя Виктора Алксниса стало известно не только интересующимся политикой россиянам, но и зачастую старающимся быть подальше от политики блоггерам. Действительно, с тех пор, как Алкснис из обычного депутата Госдумы переквалифицировался в сетевого писателя категории "А", поругался с популярным блоггером tarlith, потерял в результате происков хакеров свой основной дневник, завел новый и пригрозил навести порядок в Рунете, Виктора Имантовича можно воспринимать еще и как видного онлайн-деятеля. Одним из наиболее выдающихся результатов деятельности Алксниса можно с уверенностью назвать возбуждение уголовного дела по факту публикации «оскорбительных и клеветнических высказываний» в Сети, распространителем которой в прокуратуре посчитали некоего «владельца Живого Журнала».
Звездные патенты
Началось все, напомним, 19 февраля 2007 года, когда в ответ на одну из первых записей в сетевом дневнике Алксниса, посвященную вопросу о замене боевых знамен в воинских частях, отреагировал в своем ЖЖ блоггер tarlith (в миру он историк, сотрудник Фонда эффективной политики Г. Павловского Тимур Шевяков). В записи под заголовком "Почему я не люблю идиотов в погонах" Шевяков, не стесняясь в выражениях, обвинил депутата во лжи, попутно назвав его “патентованным звездоносным м***ком”. Не менее витиевато и грубо tarlith характеризовал Алксниса и в комментариях к записям из других дневников.
Столь нелестные отзывы о своей персоне депутату Алкснису очень не понравились, и этот госслужащий, ссылаясь на свою принадлежность к категории "А", пригрозил обидчику уголовным делом по статье 319 Уголовного кодекса РФ (оскорбление представителя власти при исполнении им должностных обязанностей).
Упоминание Алкснисом своей категории стало, пожалуй, главной тактической ошибкой депутата - по большому счету, не очень-то дружное интернет-сообщество неожиданно сплотилось и, за редким исключением, начало давать Алкснису все больше поводов для возбуждения уголовного дела по 319-й статье; в выражениях никто не стеснялся. Вскоре про депутата даже написали стих, в котором ему в иносказательной форме была присвоена категория "Г".
На пике скандала произошло неожиданное: у депутата украли дневник. Хакер из Германии по кличке Хэлл завладел контролем над дневником Алксниса, удалил из него все записи, поменял фотографию Алксниса на изображение Боярского в образе Д’Артаньяна в обрамлении похабной Все по сюжету Антихамский поход депутата Алксниса
надписи и сделал одну, но очень емкую запись, в которой Алкснис был назван нехорошими словам, а взлом дневника – «приведенным в исполнение приговором». Спустя несколько часов взломанный дневник заблокировали, депутат завел себе второй блог, в котором он сперва пригрозил уголовными делами против всех, кто оставлял ему оскорбительные комментарии. Спустя несколько дней Алкснис решил обратиться в Генпрокуратуру с депутатским запросом по поводу высказываний Шевякова, а затем послал еще один запрос, на этот раз с просьбой проверить деятельность бесплатных отечественных почтовых сервисов (Алкснис посетовал на плохую систему безопасности и некачественную техподдержку). В случае выявления неких нарушений Алкснис предложил отбирать у почтовиков лицензии.
"Владелец Живого Журнала"
Пятого марта 2007 года Алкснис написал у себя в дневнике о депутатском запросе Генеральному прокурору РФ Чайке, касающемуся конфликта с tarlith. В этой записи Алкснис заявил, что "основной причиной «сноса» ... ЖЖ v_alksnis заключалась в том, чтобы уничтожить доказательную базу, которая, по мнению хакеров, находилась в ... ЖЖ". Далее Алкснис поспешил расстроить оппонентов, уточнив, что "все доказательства, то есть оскорбления Тарлита... находились в других блогах. Информация снята и заверена нотариусом, и несомненно будет принята правоохранительными органами в качестве доказательной базы".
И вот, спустя почти полтора месяца после запроса и подтверждении о принятии его к рассмотрению, Алкснису пришел ответ из прокуратуры. Алкснис старался не зря: по результатам проверки обращения депутата прокуратура Москвы возбудила уголовное дело о распространении в Интернете оскорбительных и клеветнических высказываний. В своем блоге Алкснис опубликовал электронную копию письма, подписанного прокурором Москвы Юрием Семиным. И на само письмо, вернее, на некоторые формулировки, встречающиеся в нем, стоит обратить пристальное внимание.
Итак: уголовное дело возбуждено не по 319-й, а по статьям 129 часть 2 (клевета, содержащаяся в публичном выступлении) и 130, часть 2 (оскорбление, содержащееся в публичном выступлении) Уголовного кодекса. Таким образом, с легкой руки московской прокуратуры, высказывания в блогах, причем не только в собственном дневнике, но и комментарии к записям других сетевых писателей, стали считаться "публичными выступлениями".
Еще одна интересная деталь - это распространитель этих самых "оскорбительных и клеветнических высказываний", которым в бумаге из прокуратуры назван некий "владелец Живого Журнала". Ни псевдоним tarlith, ни имя Тимофея Шевякова в бумаге за подписью Юрия Семина не фигурирует. То есть получается, что чисто теоретически за оскорбление депутата Алксниса прокуратура может привлечь к ответственности не много не мало американскую компанию Six Apart, которая приобрела сервис LiveJournal в 2005 году.
Догнали и перегнали
Cто очков форы московским коллегам в нелегком деле борьбы с интернет-хамами могут дать работники прокуратуры города Сыктывкар (республика Коми), которые возбудили уголовное дело именно против блоггера, журналиста Саввы Терентьева (а не мифического "владельца ЖЖ") всего лишь из-за одного комментария. Терентьев имел неосторожность оставить в дневнике своего коллеги, в записи, посвященной изъятию милиционерами жестких дисков в редакции одной из местных оппозиционных газет, комментарий, основную мысль которого можно сформулировать приблизительно так: милиционеры и маргиналы являются духовно близкими социальными категориями, причем над "неверными" слугами закона стоит учинить расправу в общественном месте.
По факту появления этого комментария было возбуждено уголовное дело по первой части статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). В этой истории не менее примечательным является и совершенно чудесный, в известной степени двусмысленный комментарий прокуратуры: оказывается, уголовное дело было возбуждено по факту публикации в сети "сведений, оскорбляющих определенную социальную группу".
Для более наглядной демонстрации того, насколько оперативнее и слаженнее московской сработала сыктывкарская прокуратура, можно привести сравнительную хронологию событий:
Москва:
Сыктывкар:
Очевидно, Москве есть чему поучиться.