15 апреля 2007 года в Северодвинске был спущен на воду головной подводный ракетоносец проекта 955 "Борей" (бог северного ветра в греческой мифологии). Крейсер, получивший наименование "Юрий Долгорукий", стал первой боевой единицей этого класса, спроектированной, построенной и спущенной на воду после распада СССР, и первой в составе российского флота субмариной четвертого поколения.
Новый ракетоносец был спущен на воду после 17-летнего перерыва - в марте 1990 года там же, в Северодвинске, разбили бутылку шампанского о борт последнего РПКСН советской постройки - К-407 "Новомосковск". Ввод "Юрия Долгорукого" в состав флота запланирован на 2008 год.
Первый "Борей" провел в заводском эллинге больше 10 лет. Следует отметить, однако, что фактически работы по постройке РПКСН начались в 1998 году, а более-менее приемлемых темпов они достигли уже в начале XXI века.
"Юрий Долгорукий" стал головным кораблем новой серии. В марте 2004 года по усовершенствованному проекту 955А был заложен РПКСН "Александр Невский", а в марте 2006 - "Владимир Мономах". В общей сложности, в соответствии с госпрограммой вооружения, принятой в прошлом году, флот должен получить восемь ракетоносцев новой серии в течение 10 лет - с 2008 по 2017 год.
Конструкторские работы над новым проектом, по имеющейся информации, начались в ЦКБ "Рубин" перед самым распадом СССР, в 1990-91 годах. Им предшествовали длительные теоретические изыскания на тему облика лодки 4-го поколения, проводившиеся с 1978 года. На первом этапе этих исследований предполагалось, что перспективный ракетоносец будет заимствовать технические решения проекта 941, но в силу чрезмерной стоимости и габаритов прототипа, от этой идеи было решено отказаться.
Характеризуя новое поколение АПЛ, можно отметить следующие основные признаки, общие для большей части лодок, построенных в соответствии с данной концепцией:
1. Оснащение субмарин интегрированными системами боевого управления (ИСБУ), объединяющими в единый комплекс многофункциональные цифровые гидроакустические комплексы, выдвижные устройства, навигационное оборудование и посты управления торпедной (ракетной) стрельбой, что многократно повышает боевые возможности лодки, оперативность и точность применения оружия, а также позволяет значительно сократить экипаж корабля.
2.Установка на АПЛ протяженных корпусных антенн, позволяющих "слышать" противника и обнаруживать его магнитное поле всем корпусом, повышение энергоемкости гидроакустического комплекса. Как следствие - резкий (в разы по сравнению с третьим, и на порядок по сравнению с первым-вторым поколениями) рост информированности командования АПЛ о тактической обстановке.
3. Рост номенклатуры вооружения, оснащение лодок высокоточными крылатыми ракетами и торпедами, способными действовать в режиме "выстрелил-забыл".
4. Оснащение АПЛ движителями насосного типа, резкое (в два-три раза) падение уровня шумов АПЛ на скоростях крейсерского хода (15-25 узлов).
5. Оснащение лодок ядерными реакторами нового поколения с увеличенным до 15-20 лет сроком службы активной зоны.
В целом, по мнению специалистов, данные меры позволяют увеличить боевую эффективность лодок четвертого поколения в два-три раза по сравнению с третьим. Кроме того, лодки нового поколения изначально рассчитаны на более длительные сроки службы - 40-50 лет вместо 20-30 для предшественников.
Оценивая сам проект "Борей", следует отметить, что точная информация о характеристиках лодок этого типа пока не раскрывалась. Известно, что в отличие от предыдущих отечественных ракетоносцев "Бореи" имеют один гребной вал, работающий на движитель насосного типа (ракетоносцы предыдущих серий имеют два вала и два гребных винта).
Известно также, что проект 955, по отечественной традиции, имеет двухкорпусную схему - цилиндрический прочный корпус ПЛ окружен оболочкой легкого корпуса с балластными цистернами и арматурой расположенными в межбортном пространстве (большая часть АПЛ западной постройки имеет однокорпусную схему - прочный корпус с цистернами в носовой и кормовой части). Такая схема увеличивает запас плавучести лодок, и облегчает их приспособление к плаванию в арктических условиях.
По водоизмещению "Бореи" за счет более широкого корпуса превосходят наиболее близких одноклассников - лодки проекта 667БДРМ "Дельфин". Водоизмещение "Юрия Долгорукого" составляет 14700 тонн в надводном положении, и достигает 24 тысяч тонн под водой (водоизмещение "Дельфинов" составляет от 11800 до 18200 тонн).
За счет более "толстого" корпуса на проекте 955 практически полностью убрано в габариты лодки ограждение ракетных шахт, что позволило улучшить гидродинамику корпуса, повысить скорость хода и понизить шумность субмарины.
Торпедное вооружении лодки, по имеющейся информации, включает шесть труб - две калибром 650, четыре - калибром 533 миллиметра. Обнаружение подводных и надводных целей осуществляется с помощью новейшего гидроакустического комплекса "Иртыш-Амфора" с носовой антенной увеличенного диаметра.
"Главным калибром" любого стратегического ракетоносца являются баллистические ракеты с ядерными боевыми частями. Головной РПКСН проекта 955 имеет 12 ракетных шахт, РПКСН проекта 955А - по 16. В шахтах новых ракетоносцев планируется использовать баллистические ракеты "Булава", разработанные московским институтом теплотехники (МИТ).
Новая твердотопливная ракета, получившая индекс РСМ-56, несет шесть боевых блоков мощностью по 150 килотонн и имеет дальность полета 8.000 километров. Она оснащена комплексом средств прорыва ПРО, а также отличается быстрым разгоном, что затрудняет ее перехват на стартовом участке траектории.
Следует отметить, однако, что испытания и принятие на вооружение ракетного комплекса "Булава" задерживаются в связи с несколькими неудачными пусками новых ракет в 2005-2006 годах. Возобновление испытаний ожидается летом 2007, и в случае успеха серийное производство ракет будет развернуто в 2008 году. Помимо "Бореев", ракеты РСМ-56 будут также размещены на борту двух оставшихся в составе флота тяжелых РПКСН проекта 941 (двадцать ракет на каждом).
В настоящее время основу морских стратегических ядерных сил России составляют шесть ракетоносцев проекта 667БДРМ - К-51 "Верхотурье", К-84 "Екатеринбург", К-114 "Тула", К-117 "Брянск", К-18 "Карелия" и К-407 "Новомосковск", каждый из которых несет 16 ракет РСМ-54 и шесть ракетоносцев проекта 667БДР - К-44 "Рязань", К-496 "Борисоглебск", К-506 "Зеленоград", К-211 "Петропавловск-Камчатский", К-223 "Подольск", К-433 "Святой Георгий Победоносец", оснащенных ракетами РСМ-50.
Лодки проекта 667БДРМ, введенные в строй в 1985-92 годах, в текущем десятилетии прошли капитальный ремонт с модернизацией, что позволило продлить срок их службы до 2020-х годов. Лодки предшествующей модификации - 667БДР - строились в конце 70-х - начале 80-х годов, и, судя по всему, большая часть из них будет списана в ближайшие годы.
Замена шести ракетоносцев проекта 667БДР на восемь "Бореев" позволит к концу следующего десятилетия даже несколько увеличить численность стратегических сил флота. Следует отметить, что в условиях развития средств ПРО и высокоточного оружия, подводные ракетоносцы становятся едва ли не самым надежным компонентом стратегических ядерных сил из-за своей скрытности и, как следствие, трудноуязвимости как самих лодок, так и запущенных с них ракет.
Оценить, удался или нет новый проект отечественного ракетоносца, пока невозможно. Со временем свое мнение выскажут конструкторы, инженеры-строители, моряки и политики. Они будут оценивать характеристики новой лодки, ее стоимость, сложность в обслуживании и эксплуатации. Но главным критерием эффективности "Борея", равно как и любой другой системы стратегического сдерживания, останется один: данные системы считаются эффективными настолько, насколько они удерживают потенциального противника от развязывания войны. Если в период службы ракетоносцев проекта 955 и 955А их не придется использовать по прямому назначению - то можно будет сказать, что свою задачу эти корабли эффективно выполнили.
Илья Крамник