10 мая Владимир Путин второй раз воспользовался данным ему по закону правом отрешения от должности главы субъекта федерации в связи с утратой доверия. Первый раз он это сделал в июле 2006 года в отношении ненецкого губернатора Алексея Баринова, к тому времени уже два месяца сидевшего в СИЗО. Вторым не оправдавшим доверия президента стал губернатор Амурской области Леонид Коротков, который, несмотря на четыре возбужденных в отношении него уголовных дела, пока находится на свободе.
Отлученный
42-летний Леонид Коротков - коренной амурчанин, журналист по образованию, уже 14-й год обретается во власти - свою политическую карьеру начал еще в 1993 году, будучи избран представителем Амурской области в Совете Федерации, причем оказался самым молодым на тот момент членом верхней палаты парламента. Через два года Коротков уже был в Думе, где и пребывал до апреля 2001-го, когда победил на губернаторских выборах на родине, на шесть процентов обойдя во втором туре действующего главу региона Анатолия Белоногова.
Во время своего первого срока на посту амурского губернатора Коротков в июле 2004 года принял участие в протестах совета межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье" против проводившейся Владимиром Путиным реформы власти, и в числе еще 11 глав регионов подписал соответствующее обращение к президенту. Однако этот шаг тогда не оказал влияния на политическую судьбу амурского губернатора и не помешал Путину, в соответствии со вступившими в силу в конце 2004 года новыми федеральными законами, внести в местное заксобрание кандидатуру Короткова для продления его полномочий. Что и было сделано в феврале 2005 года - депутаты амурского облсовета большинством голосов утвердили Короткова в должности губернатора Амурской области на второй срок, до февраля 2009 года. Коротков стал тогда четвертым российским губернатором, чьи полномочия были продлены по новой схеме.
Вобщем, до марта 2007 года все у Короткова складывалось благополучно. Правда, был тревожный звонок - вопреки традиции амурского губернатора так и не приняли в "Единую Россию". Заявление о вступлении в партию власти Коротков написал 7 февраля 2006 года (до того он был членом КПРФ, откуда его исключили, а затем - ЛДПР), однако президиум генсовета "Единой России" рекомендовал своему амурскому отделению отложить его рассмотрение, так как кандидатура Короткова будет изучаться центральной ревизионной комиссией партии - необходимо проверить "жалобы и обращения граждан, касающиеся деятельности администрации Амурской области". Проверка, видимо, затянулась, так как партбилет Коротков так и не получил и, видимо, уже никогда не получит.
Обвиненный
Гром грянул 28 марта 2007 года. В этот день на сайте Генпрокуратуры появилось сообщение о том, что губернатор Амурской области Леонид Коротков подозревается в незаконном финансировании в 2005-2006 годах за счет средств из резервного фонда обладминистрации расходов муниципальных образований, в связи с чем областная прокуратура решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Кроме того, по сведениям прокуратуры, Коротков из средств резервного фонда предоставил субсидии на сумму свыше 30 миллионов рублей различным коммерческим и общественным организациям. Между тем, как подчеркивалось в сообщении Генпрокуратуры, согласно федеральному и областному законодательству, средства резервного фонда должны использоваться только "на финансирование непредвиденных расходов, проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций".
Дальше - больше. На следующий день Генпрокуратура через свой сайт сообщила о новых обвинениях в адрес руководства Амурской области - Короткову инкриминировалась поездка в командировку в Канаду за счет частной структуры, благовещенского ООО "Березитовый рудник", а федеральное законодательство запрещает чиновникам ездить в командировки за счет юридических и физических лиц. Кроме того, девять высокопоставленных чиновников администрации области, по сведениям прокуратуры, имея доли в уставных капиталах коммерческих организаций, не сообщили о них в документах, предоставляемых в кадровую службу.
В тот же день, 29 марта, в СМИ появились сообщения о том, что в ходе проверки, проведенной Счетной палатой в феврале 2005 года (то есть как раз тогда, когда Коротков был переутвержден на посту главы региона), выяснилось, что еще в декабре 2003 года амурский губернатор обратился с письмом в региональную энергетическую комиссию с предложением обеспечить финансирование местного футбольного клуба "Амур" за счет потребительских тарифов на электроэнергию. В феврале 2004 года эту инициативу поддержал совет директоров "Амурэнерго", искусственно увеличив энерготариф на 0,8 копейки за киловатт-час. Таким образом, в 2004 году удалось собрать 41 миллион рублей для клуба, и еще четыре миллиона рублей - на благотворительную помощь неким другим организациям.
Как сообщалось, по этому факту в конце марта было возбуждено уголовное дело по второй части 286 статьи УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении нескольких чиновников обладминистрации. А 18 апреля за оригинальную схему финансирования "Амура" привлекли уже самого Короткова - дело в отношении него было возбуждено по той же статье.
19 апреля сайт Генпрокуратуры известил о трех новых уголовных делах амурского губернатора - его обвинили в нецелевом расходовании бюджетных средств, злоупотреблении должностными полномочиями и халатности (статьи 286, 285 и 293 УК РФ). По данным следствия, Коротков без проведения конкурса на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд приобрел дорожную технику и два легковых автомобиля у ООО "Торгфинанс" на сумму 40 миллионов рублей. Кроме того, как установила прокуратура, в декабре 2006 года губернатор выделил из областного бюджета 16 миллионов рублей частной золотодобывающей компании "Прииск Дамбуки" в счет погашения кредитной задолженности, однако не оформил сделку надлежащим образом, что и причинило бюджету ущерб на эту сумму. Четвертым делом Короткова стало уже упоминавшееся выше незаконное финансирование из резервного фонда обладминистрации различных предприятий. Общий же ущерб бюджету региона из-за "противоправных действий Короткова" Генпрокуратура оценила в 123 миллиона рублей.
Обвинения по всем этим статьям УК областная прокуратура предъявила Короткову 2 мая, в 22:40 по местному времени, что дало повод адвокатам губернатора обратиться в Генпрокуратуру с жалобой - УК РФ отводит для данной процедуры время до 22:00 и лишь в особых случаях разрешает более поздние сроки. Кроме того, защита Короткова указала в своем обращении в Генпрокуратуру, что ответственность за приписываемые губернатору нарушения полностью лежит на правительстве области, так как все решения принимались не им лично, а областной администрацией. В связи с этим адвокаты потребовали прекратить уголовное преследование их клиента в связи с отсутствием состава преступления.
Невиновный
Тем временем, 9 мая в служебном кабинете Короткова прошел обыск, а 10 мая он лишился не только поста губернатора, но и доверия президента. Временно исполняющим обязанности губернатора Амурской области "на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями губернатора", Путин назначил заместителя Короткова, начальника Департамента областного агропромышленного комплекса и по совместительству замсекретаря политсовета амурского регионального отделения "Единой России" Александра Нестеренко.
Что касается самого Короткова, то он настаивает на своей невиновности и выражает готовность сотрудничать со следствием. Как говорится в обращении теперь уже бывшего губернатора к жителям Приамурья, размещенном 10 мая на сайте администрации Амурской области, "в отношении уголовных дел, возбужденных против меня в последнее время прокуратурой области, могу сказать только то, что считаю себя невиновным. Продолжая сотрудничество со следствием, буду свою невиновность доказывать следствию и суду". Вместе с тем, Коротков выражает сожаление, что все оно так вышло, и сетует на невнимание президента: "Сегодня мне больно сознавать, что кампания по раздуванию в центральных средствах массовой информации фактов возбуждения уголовных дел против губернатора Амурской области, очевидно, принесла свои плоды. Печально, что президент, занятый важными государственными делами, не нашел возможности лично встретиться со мной, выслушать мою точку зрения на происходящее".
Непрощенный
Единороссы уже отреагировали на произошедшее с Коротковым, не скрывая радости, что так и не приняли "этого коррупционера" в свои ряды. Как заявил зампред центральной контрольно-ревизионной комиссии "Единой России", депутат Госдумы Константин Шипунов, чьи слова опубликованы на партийном сайте, расследование деятельности Короткова было начато, оказывается, в том числе, на основании его депутатских запросов в Генпрокуратуру: "В 2004 году Счетная палата уже настаивала на возбуждении уголовного дела, но тогда областной прокуратурой было отказано в этом. В этом году Счетная палата запросила мои материалы и обобщила имеющиеся доказательства, было открыто четыре уголовных дела, в результате чего Коротков был отстранен от занимаемой должности". При этом, считает Шипунов, хотя Коротков получил по заслугам, "еще много аспектов уголовного дела еще не освещаются", поэтому сейчас он готовит материалы для еще одного депутатского запроса.
Стоит отметить, что у "Единой России" действительно давние счеты с Коротковым - ему не простили провал партии на мартовских региональных выборах 2005 года. Тогда прогубернаторский блок "Мы – за развитие Амурской области" (в него вошли местные отделения РПЖ, "Яблока" и движение "За родное Приамурье") набрал 17,6 процента голосов, опередив "Единую Россию" чуть более чем на 1 процент. В итоге амурский облсовет и сейчас остается одним из немногих региональных парламентов, где у партии власти нет большинства, а 20 его депутатов даже поддержали губернатора, когда на него посыпались неприятности.
Этот факт показался подозрительным главе дальневосточного межрегионального координационного совета "Единой России" Андрею Чиркину. "Предстоит еще разбираться, насколько они были самостоятельны",- заявил он, предположив, что на депутатов оказывалось давление со стороны губернатора. "Многие шаги Короткова, которые он предпринимал на выборах в прошлую Госдуму, а также на выборах в местное законодательное собрание, заигрывание с различными политическими силами, были за гранью политической этики. В ряде случаев речь шла о прямом давлении на депутатов со стороны администрации", - считает Чиркин.
Несговорчивый
В самом Приамурье, комментируя происходящее с Коротковым, расходятся во мнениях относительно причин столь злосчастной судьбы губернатора. В частности, как сообщает радио "Свобода", некоторые местные аналитики полагают, что Коротков просто своевременно не отреагировал на негласные предложения добровольно покинуть свой пост, поэтому к несговорчивому главе области и применили столь жесткие меры.
А предшественник Короткова на посту губернатора Анатолий Белоногов утверждает, что все гораздо проще - по его мнению, за шесть лет руководства областью Коротков так и не создал команду, которая бы эффективно решала проблемы области, а большой потенциал приграничного региона так и не был использован. Показательно, считает Белоногов, что из всех дальневосточных регионов Приамурье получило из федерального центра меньше всех средств на развитие, а проекты, представленные областной администрацией, Москва назвала невразумительными.
Каковы бы ни были подводные камни, на которые наткнулся Леонид Коротков - это уже, в сущности, не имеет значения. Дальнейшая его судьба, как хочется надеяться, все-таки в руках правосудия, оно и решит.
Стоит только отметить, что Коротков стал четвертым главой субъекта федерации, подвергшимся за последние годы уголовному преследованию - кроме уже упоминавшегося губернатора НАО Баринова, которого сейчас судят в Архангельске, уголовные дела в свое время заводились в отношении губернатора Хакасии Алексея Лебедя и губернатора Камчатки Михаила Машковцева, правда с куда более благополучным исходом. В то же время наблюдается целая волна уголовных дел в отношении мэров российских городов, сплошь и рядом обвиняемых в коррупции, мошенничестве и хищениях. Не исключено, что теперь она начнет подниматься выше.
Татьяна Щеглова