Мода на коллекции Поп-арт и абстракционизм покупают из-за имен владельцев

Два дня торгов послевоенным искусством в Нью-Йорке принесли домам Sotheby's и Christie's 640 миллионов долларов. Таким образом, живопись абстрактных экспрессионистов и поп-артистов вплотную приблизилась по цене к признанным классикам - Ван Гогу, Пикассо, Ренуару и Рубенсу. Однако новых коллекционеров, по-видимому, куда больше интересуют не произведения искусства как таковые, а происхождение картин: самые дорогие лоты недавних торгов принадлежали раньше знаменитым владельцам и крупным музеям или не покидали одно собрание на протяжении десятков лет.

Три пика

Показательный пример этой тенденции - рекорд, поставленный покупателем, упорно торговавшимся по телефону за "Зеленую автокатастрофу" Энди Уорхола из частного европейского собрания. Картина, более сорока лет принадлежавшая одному лицу, выставлялась только однажды - в 1964 году. Итог сделки: 71,7 миллиона долларов. Фанатичного поклонника поп-артиста (эксперты оценивали работу в 25-35 миллионов долларов) в аукционном зале представлял Кен Е, глава азиатского филиала Christie's. Обозреватель The New York Times небезосновательно предполагает, что работа ушла к Джозефу Лау, гонконгскому миллиардеру, в ноябре купившему уорхоловский портрет Мао Цзедуна за тогда казавшуюся рекордной сумму в 17,3 миллиона долларов.

По похожему сценарию на Sotheby's шла битва за "Белый центр" - хрестоматийное полотно Марка Ротко, более сорока лет украшавшее офис Дэвида Рокфеллера. Итог беспримерный - 72,8 миллиона долларов.

Иерусалимский музей Израиля, владеющий крупнейшим в этой стране собранием современного искусства, выставил на торги работу Жана-Мишеля Баскиа, рано умершего нью-йоркского самоучки-неоэкспрессиониста, протеже Энди Уорхола. В 1981 году музей купил работу за 3150 долларов. В 2007-ом на Sotheby's она ушла с молотка за 14,6 миллиона.

Кликните, чтобы открыть галерею

Кликните, чтобы открыть галерею

Lenta.ru

Живопись Фрэнсиса Бэкона дорожает на глазах: еще в ноябре 2006 года его работа "Лежащая фигура со шприцом для инъекций, версия 2" ушла за казавшиеся невероятными 15 миллионов долларов. В феврале 2007 года за 28 миллионов был приобретен известный "Этюд к портрету Папы Иннокентия X" в фиолетово-розовых тонах. В мае другой редко выставлявшийся на публике этюд Бэкона к той же работе Веласкеса из уважаемой частной галереи был продан на Sotheby's за 52,7 миллиона долларов.

Торная дорога

Уорхол по-прежнему остается звездой аукционов. Помимо "Зеленой автокатастрофы" с превзошедшим все ожидания результатом была продана "Лимонная Мерилин", одно из многочисленных упражнений художника с фотографией кинозвезды. Шесть человек боролись за картину, принадлежавшую с начала 1960-х манхэттенскому арт-дилеру Ричарду Соломону и оцененную в 18 миллионов. Победителем вышел коллекционер, предложивший за нее 28 миллионов.

Постичь логику покупателей в отношении Уорхола невозможно, если не принимать во внимание имя и вес бывшего владельца лота. Другого объяснения разнице в цене между двумя почти идентичными "Цветами" быть не может (2,4 миллиона против 7,9).

"В период тотальной бедности Евгений Евтушенко привел ко мне самого Артура Миллера, который захотел купить картину... я потребовал: "Триста!" "Рублей?" — спросил он. Евтушенко за его спиной беззвучно артикулировал: "Долларов! Долларов!" Но я не понял. "Да уж не копеек!" — сказал я. Миллер расплатился и вышел, а Евтушенко обозвал меня кретином. С тех пор, – закончил Целков, – я брал картину и вычислял площадь, а затем объявлял цену: "доллар за квадратный сантиметр!"

Олег Целков

Очевидный виток моды на Марка Ротко (в 2006 году его "Посвящение Матиссу" было продано за 23 миллиона долларов) диктует и высокие цены: почти 29 миллионов отдано за охристо-розоватое полотно, 22 с лишним - за довольно агрессивно-красное (оба - на Christie's). А на Sotheby's нежно-желтая с розовым картина нашла покупателя "всего лишь" за три миллиона. Стоит отметить, впрочем, что цены на Ротко прямо пропорциональны площади его работ.

Клиффорд Стилл, еще один американский абстрактный экспрессионист, чья картина в феврале 2007 года ушла за 21 миллион долларов и тем самым вызвала изрядное брожение на рынке, на сей раз оказался менее востребован: поклонник размытых красных полотен купил одно из них за 7,8 миллиона при оценке в 7-9.

Джексон Поллок, удерживающий с прошлого года пальму первенства среди самых дорогих живописцев всех времен, в этот раз вовсе не нашел покупателей. Две его работы выставлялись с оценками в 12-16 и 18-25 миллионов и остались не проданы. Не исключено, что потенциальные приобретатели напуганы продолжающейся уже два года историей с аутентификацией картин художника и не стали рисковать такими значительными суммами.

***

Ажиотаж в секторе современного искусства напоминает бум 1990 года, когда японские финансисты бросились скупать импрессионистов за десятки миллионов долларов. За тем пиком семнадцатилетней давности последовал огромный спад во всех секторах арт-рынка. Но нынешняя ситуация все же имеет существенное отличие: новые коллекционеры интересуются работами "с историей", и поэтому предрекать скорый крах послевоенного сегмента еще рано. Но оттенок безумия и привкус потлача (старой индейской практики взаимного одаривания, нередко заканчивавшегося полным разорением участников), конечно, во всем этом присутствует. Произведения искусства как будто сами начинают коллекционировать владельцев: феномен, отлично описанный британским писателем Тибором Фишером в романе "Коллекционная вещь". По-английски он называется более выразительно - "The Collector Collector".

Юлия Штутина

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше