18 июня 2007 года во Франции стартовал аэрокосмический салон "Ле Бурже 2007". Крупнейший в мире авиационный форум, проводящийся на одноименном аэродроме близ Парижа, открылся в 47-й раз.
Первая выставка, посвященная авиации, состоялась в Париже в 1909 году. В 1914-18 годах проведение салонов было прервано Первой Мировой войной. В 1919 форум открылся вновь. Общая его направленность была такой же как и сейчас - демонстрация последних достижений в области авиастроения и смежных отраслях, но коммерческая составляющая еще не была так выражена. После 1919 года выставка вновь закрылась на несколько лет - разоренной войной Европе было не до авиационных новинок.
С 1924 года салон стал проводиться раз в два года, и тогда же в его работе приняли участие первые зарубежные предприятия - из Германии и Великобритании. В это время в деятельности салона появляются первые коммерческие мотивы - из любопытной игрушки и оружия авиация становится средством передвижения, и первые транспортные самолеты вызывают интерес у руководства первых авиакомпаний. Кроме того, на форум приезжают делегации стран, желающих обзавестись военной авиацией, но не имеющих собственного авиастроения. Парижский авиасалон становится самым авторитетным в мире, но основной демонстрационной площадкой служит аэропорт "Орли".
Новый перерыв в работе салона был вызван Второй Мировой войной. Демонстрация новинок авиатехники вновь возобновилась в 1946 году, а в 1951 основной площадкой становится аэродром Ле Бурже, знаменитый тем, что именно на нем совершил приземление американский летчик Чарльз Линдберг после первого беспосадочного перелета Нью-Йорк - Париж.
Советский Союз впервые представил свою продукцию на парижском авиасалоне в 1957 году. С этого момента и до 1987 года включительно советские экспозиции в Париже представляли технику гражданского (максимум - двойного) назначения. В 1989 году в небо над Парижем впервые поднялся советский боевой самолет - истребитель Су-27.
Ле Бурже несколько раз становился площадкой, где демонстрировались миру новейшие изделия советского/российского авиапрома. В 1965 году сенсацию произвел первый в мире стратегический военно-транспортный самолет Ан-22 "Антей" (на салоне "Антей" выставлялся как коммерческий транспорт). В 1973 году с ВПП Ле Бурже взлетел первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, но заграничный дебют советского конкурента "Конкорда" окончился трагедией - самолет потерпел катастрофу.
В 1989 году, кроме Су-27, в Париже были продемонстрированы самолеты Ан-225 "Мрия" и штурмовик Су-25. В 1991 - МиГ-31, в 1995 - Ту-160 и Су-32 (экспортный вариант Су-34).
С конца 90-х годов военная составляющая российских экспозиций вновь начинает уменьшаться. Основной демонстрационной площадкой для российской боевой авиатехники становится авиасалон в Жуковском и зарубежные выставки проходящие в Китае, юго-восточной Азии, Латинской Америке - регионах, где продажи российского оружия традиционно высоки. В то же время, отсутствие конкурентоспособных изделий в сфере гражданской авиации привело к ослаблению позиций российских фирм по сравнению с ведущими западными концернами.
Уменьшение военной составляющей, впрочем, характерно для парижского авиасалона (и многих других) в течение последних пятнадцати лет. Резкое уменьшение военных расходов в начале-середине 90-х годов повлекло за собой провал в создании новых боевых летательных аппаратов. За исключением отрасли беспилотных аппаратов, все демонстрируемые на выставке боевые машины созданы на основе конструкций 10-20-30 летней давности. Впрочем, в гражданской сфере тоже не наблюдается стремительных рывков. Время, когда новые конструкции создавались энтузиастами и небольшими фирмами за недели и месяцы - ушло безвозвратно.
Сегодня на авиасалоне в Париже ведущую роль занимают гигантские авиакосмические концерны - прежде всего американский Boeing и европейский EADS, соперничающие за огромные объемы заказов, в первую очередь - в гражданской авиации.
Основной интригой Ле Бурже 2007 является схватка между новейшим европейским изделием А-350 и американским B-787 Dreamliner. В течение последних нескольких лет европейские лайнеры лидировали по объему продаж, но в 2006 году из-за неудачной ставки на сверхтяжелый самолет А-380 EADS упустил лидерство, а его крупнейшее авиастроительное подразделение - Airbus Industry - было вынуждено провести массовые сокращения персонала. А-380 не успел попасть на рынок и к началу лета 2007 года. Его поставки возможно начнутся лишь осенью.
Представление о масштабах сделок и уровне соперничества на Ле Бурже может дать, например, договор о поставках лайнеров А-350 для компании Emirates. Арабский авиаперевозчик, заключивший контракт в апреле, намерен приобрести сто лайнеров этого типа стоимостью около 10 миллиардов долларов.
На этом фоне российские объемы, измеряющиеся единицами (в лучшем случае - десятками) самолетов, не дают повода для большого оптимизма. Если попытаться сегодня подвести торговый баланс России в Ле Бурже - он вряд ли окажется положительным. Российская продукция редко находит спрос на этом форуме, где весь рынок занят европейскими и американскими компаниями. В то же время российские авиаперевозчики в ходе Ле Бурже 2007 уже обнародовали заключение первого крупного контракта - 25 лайнеров А-320 приобрела компания S7 Airlines (бывшая "Сибирь"). Стоимость сделки превышает 1,6 миллиарда долларов.
В то же время эффект от участия в салоне следует признать положительным. Постоянная на протяжении многих лет демонстрация новейших достижений на ведущем авиафоруме мира укрепляет позиции России как одной из ведущих авиационных держав. И если сегодня в Ле Бурже новейшие российские гражданские самолеты МС-21 и SSJ представлены только в виде макетов и рисунков, то через два-четыре года Россия наверняка сможет продемонстрировать свои новинки "в дюрале", как некогда Ту-104, "Антей", и другие замечательные машины.
Илья Крамник