Российский бизнесмен Олег Дерипаска в интервью газете Financial Times сделал сенсационное заявление: он готов отдать "Российский алюминий" ("Русал") государству, "если будет надо". Предприниматель подчеркнул, что ему просто интересно заниматься долгосрочным развитием компании.
Заявление одного из крупнейших в России промышленных магнатов еще раз подтверждает, что в России сложилась особая модель бизнеса – вассальный госкапитализм. В ней даже самые могущественные бизнесмены знают, что их частная собственность может перейти в собственность государства. "Я не отделяю себя от государства и у меня нет других интересов",- заявил Олег Дерипаска.
Он также добавил, что "не должен ни в чем оправдываться, ничего не стыдится и не собирается прятаться". Ему "просто повезло, и собственность свалилась на него с неба".
Нечасто случается, что олигарх, будучи на свободе, официально признает, что миллиардное состояние, которым он обладает, в общем-то получено случайным образом, поскольку он оказался в нужное время в нужном месте.
Журналисты Financial Times проводят параллель с другими бизнесменами, которые в конце 1990-х годов не нашли общего языка с Кремлем, не приняв госкапитализма. В качестве примера в статье приводится руководство нефтяной компании "ЮКОС", и прежде всего Михаил Ходорковский, отбывающий срок в тюрьме.
По официальной версии, подтвержденной решением суда, Ходорковский не платил налоги, занимался мошенничеством, а также совершил ряд других правонарушений. Неофициально многие эксперты и журналисты утверждали, что дело имело политическую подоплеку, так как руководство "ЮКОСа" стало слишком независимым от государства.
С так называемым "делом "ЮКОСа" по времени совпало появление термина "социально ответственный бизнес". Государство призвало крупных бизнесменов к сотрудничеству: поддержке инициатив власти, а также исправной уплате налогов.
Бизнес стал активно привлекаться к различным социальным проектам, причем эта практика развивается до сих пор. Например, крупнейший в постсоветской истории научный нанотехнологических проект будет создаваться под надзором Правительственного наблюдательного совета. В него попросили войти директора "Северстали" Алексея Мордашова, председателя совета директоров АФК "Система" Владимира Евтушенкова, бывшего совладельца "Интерроса" Михаила Прохорова, главу "Роснефти" Сергея Богданчикова и других крупных лояльных предпринимателей.
Самыми наглядным примерами государственного сотрудничества и участия являются последние сделки "Газпрома". Газовый концерн получил контроль над Ковыктинским месторождением, купив права у ТНК-BP, а также долю в проекте "Сахалин-2", которой ранее владела голландская компания Shell.
В первом случае ТНК-BP не могла договориться с "Газпромом" о транспортировке добытого газа, а следовательно, месторождение оказывалось бесполезным. Из-за невыполнения обязательств по объемам добычи российские власти пригрозили компании, что ее могут лишить прав на месторождение.
Проектом "Сахалин-2" занялись экологические органы, которые нашли нарушения в эксплуатации месторождения владельцами и даже приостанавливали на некоторое время действие лицензии.
Аналогичный по величине проект возглавляет и Дерипаска. Объединенная компания "Российский алюминий", созданная в марте 2007 года, является крупнейшим в мире производителем алюминия.
Это плод работы нескольких бизнесменов. Алюминиевый гигант состоит из активов "Русала", принадлежащих Олегу Дерипаске, СУАЛа Виктора Вексельберга, а также части активов швейцарской компании Glencore.
Такие крупные компании обычно стремятся к выходу на фондовый рынок. Действительно, ранее сообщалось, что "Российский алюминий" выручит в ходе IPO около 9 миллиардов долларов. Это будет крупнейшее среди российских частных компаний размещение акций на бирже.
В то же время сам государственник Дерипаска не заинтересован в продаже своих акций. Он считает, что продав "Русал", сложно найти достойное применение средствам. "В мире есть всего около 250 компаний, которые просуществуют еще 75 лет",- сказал бизнесмен.
Предприниматель, собиравший алюминиевую империю в течение многих лет, знает, о чем говорит. Дерипаска занимает второе место в списке Forbes по размеру личного состояния, которое составляет 16,8 миллиарда долларов.
Кроме алюминия он инвестирует в строительство, образование и другие отрасли. Недавно бизнесмен купил около трети строительной компании Strabag за 1,2 миллиарда евро, а также вошел в проект строительства комплекса Москва-Сити.
Свое интервью бизнесмен дал газете Financial Times, авторитетной западной газете, где периодически публикуются видные российские бизнесмены и политики, в том числе и президент России Владимир Путин. Основная аудитория издания – западные деловые люди, в том числе потенциальные инвесторы в российскую экономику.
Почему Дерипаска выбрал именно Financial Times, точно сказать нельзя. Можно лишь предположить, что заявление Дерипаски является предостережением для иностранцев. Действительно, в России можно зарабатывать большие деньги, однако успех будет зависеть от способности найти общий язык с государством.
И от того, скажет ли государство: "Надо".
Антон Поминов