Возвращение летающего медведя

Герой "холодной войны" Ту-95 вышел из тени

Ту-95МС. Фото Александра Котомина, Lenta.ru

Продолжающееся ухудшение отношений между Россией и странами НАТО возрождает стереотипы поведения времен "холодной войны" и выводит на первые полосы газет и экраны ТВ ее главных героев. Одним из таких героев, впервые продемонстрированных широкой публике более 50 лет назад - в июле 1955 года на воздушном параде в Тушино, является стратегический бомбардировщик Ту-95. В течение последних трех месяцев Ту-95 стал героем двух инцидентов, связанных с приближением самолетов этого типа к границам Великобритании.

Силуэт этой турбовинтовой машины с четырьмя парами воздушных винтов на стреловидных крыльях запечатлен на тысячах фотографий 50-90-х годов. Последний в мире серийный винтовой бомбардировщик благодаря высоким характеристикам и большому модернизационному потенциалу производился в СССР во множестве различных модификаций с середины 50-х по 1992 год, поставив рекорд продолжительности серийного производства. Кроме того, он стал прототипом первого советского межконтинентального пассажирского самолета Ту-114.

В настоящее время самолеты этого типа используются стратегической авиацией (в варианте ракетоносца Ту-95МС) и авиацией ВМФ России (противолодочные самолеты Ту-142 и самолеты разведки и целеуказания Ту-95РЦ).

Разработка Ту-95 началась в конце 40-х годов, когда перед Андреем Туполевым и несколькими другими конструкторами была поставлена задача создать бомбардировщик, способный, взлетев с территории СССР, достичь США и вернуться обратно. КБ Туполева, уже имевшее опыт успешного копирования американского бомбардировщика B-29 и разработки опытных самолетов Ту-80 и Ту-85, предложило оснастить новую машину турбовинтовыми двигателями, имевшими большую экономичность по сравнению с реактивными. Такими двигателями до сих пор оснащаются, например, военно-транспортные самолеты С-130 Hercules. Первый полет новой машины состоялся 12 ноября 1952 года.

Конкурентом Ту-95 стал бомбардировщик КБ Мясищева М-4, поднявшийся в воздух 20 января 1953 года. Однако эта машина, оснащенная реактивными двигателями, оказалась слишком неэкономичной, и впоследствии большинство М-4 (и созданных на их основе 3М) были переоборудованы в летающие танкеры.

Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru
Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru

С самого начала серийного производства Ту-95 началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолета, оснащенных более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника. Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 году. Главным вооружением новой модификации "Медведя" (Bear - такое наименование Ту-95 получил на Западе) стала ракета Х-20 с ядерной боевой частью, способная поражать цели на расстоянии до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20 (самолет мог нести только одну ракету) и невысокую точность этого вида оружия, произведенные в 1958-62 году машины, оставались на вооружении до конца 80-х годов, пройдя несколько модернизаций.

В 60-х годах на основе Ту-95 были разработаны несколько самолетов специального назначения - океанский разведчик Ту-95РЦ, самолет ДРЛО Ту-126 и дальний противолодочный самолет Ту-142. На основе Ту-142 впоследствии началась разработка основного стратегического бомбардировщика ВВС России - Ту-95МС.

Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org
Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org

Основным оружием нового "стратега" стали дальнобойные крылатые ракеты Х-55 с дальностью полета 2500 километров. Ту-95МС-6 оснащен револьверной пусковой установкой на шесть ракет, размещенной в фюзеляже. Вариант самолета, получивший обозначение Ту-95МС-16, может также нести 10 ракет на внешней подвеске, однако, согласно договору об СНВ, количество ракет на стратегических бомбардировщиках не может превышать шести на каждом самолете.

В дальнейшем Ту-95 получили на вооружение ракеты Х-55СМ и Х-555, дальность полета которых возросла до 3 и 3,5 тысяч километров соответственно.

Как во времена СССР, так и сейчас Ту-95 различных модификаций являются наиболее частыми представителями Вооруженных сил в нейтральном воздушном пространстве. Будучи относительно многочисленными и довольно экономичными, они использовались и используются для демонстрации силы на стратегически важных направлениях и слежения за боевыми кораблями и базами вероятного противника в стратегически важных районах.

На счету Ту-95 немало выходов на дистанцию визуального контакта с авианосными ударными группами ВМС США, в том числе и внезапных, когда экипажи вероятного противника узнавали о присутствии этих крупных машин вблизи от соединения только после их появления в нескольких километрах от авианосца.

За счет простоты в эксплуатации и надежности Ту-95 остался в строю даже после принятия на вооружение значительно более совершенного сверхзвукового ракетоносца Ту-160, требующего, однако, создания дорогостоящей специальной инфраструктуры обслуживания. По имеющейся в настоящее время информации, Ту-95МС сохранятся в составе ВВС России до 40-х годов XXI века, получив новое вооружение и оборудование.

Бомбардировщик Ту-95МС

  • размах крыла - 50,05 метров
  • длина - 47,09 метра
  • высота - 13,2 метра
  • площадь крыла - 295 м2
  • вес пустого самолета - 94,4 тонны
  • максимальный взлетный вес - 187,7 тонн
  • силовая установка - 4 ТВД НК-12МВ мощностью по 15 тысяч лошадиных сил
  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 830/650 км/ч
  • крейсерская скорость - 710 км/ч
  • радиус действия 4-7 тысяч километров в зависимости от нагрузки
  • практический потолок - 12-13.000 метров
  • экипаж - 7 человек
  • вооружение - две пушки ГШ-23 в кормовой огневой установке. Подвесное: крылатые ракеты большой дальности Х-55, Х-55СМ, Х-555.

    Илья Крамник

  • Обсудить  

    Другие материалы рубрики

    13:36 22 октября 2014
    Скорая помощь вывозит жертв «испанки» (Сент-Луис, 1918 год)

    Расизм и разгильдяйство

    Как самая смертоносная эпидемия в истории приобрела глобальный размах
    14:39 27 октября 2014
    Заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова

    «Наука — зона риска»

    Замглавы Минобрнауки Людмила Огородова о реформе РАН, диссоветах, изменениях в работе ученых и не только

    Культура

    Рэйф Файнс «"Гарри Поттера" я никогда не читал»
    Звезда мирового кино, актер и режиссер Рэйф Файнс в эксклюзивном интервью «Ленте.ру»
    Логан Лерман «Брэд Питт стал для меня идеальным отцом»
    Исполнитель одной из главных ролей в фильме «Ярость» Логан Лерман в интервью «Ленте.ру»
    Сальвадор Дали Сальвадор Дали и его чупа-чупс
    Знаменитый сюрреалист в свободное от живописи и писательства время зарабатывал на жизнь в рекламе

    За тремя зайцами
    Тест-драйв Ford EcoSport, который попытается отобрать клиентов у всех компактных кроссоверов
    Налог на роскошь
    Тест-драйв кабриолета BMW M4, способного разогнаться до 270 км/ч без крыши
    Мама, купи его!
    Тест Nissan Pathfinder, который изменился до неузнаваемости

    Построить за два часа
    Загородный дом — это не так долго и дорого, как вы думаете
    Снаружи и внутри
    Самые маленькие дома в мире гораздо просторнее, чем кажутся
    А в цеху его нет...
    Московские промзоны, которые расстались со своим заводским прошлым
    Отымущество
    Все, что вы хотели знать о новом налоге на недвижимость, но боялись спросить
    На районе
    15 столичных достопримечательностей рядом с вашим домом

    Первая мировая

    Крепость Осовец
    Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
    Побудь в моей коже
    История о том, как летная куртка первых военных авиаторов превратилась в униформу скинхедов и готов
    Война зверей
    Галерея животных, втянутых людьми в мировую бойню

    Библиотека

    Ничья комната
    Страшная история из прошлой жизни писателя Снегирева
    Конкурс страха и трепета
    «Лента.ру» приглашает читателей принять участие в конкурсе хэллоуинских историй
    Худосочный
    Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
    Совпадения
    Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
    Одиночество больших городов
    Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
    Хенд-мейд со скидкой
    Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
    Наш брат — Бабхэ
    Охотничий рассказ бывалого человека на конкурс страшилок «Ленты.ру»