Возвращение летающего медведя

Герой "холодной войны" Ту-95 вышел из тени

Ту-95МС. Фото Александра Котомина, Lenta.ru

Продолжающееся ухудшение отношений между Россией и странами НАТО возрождает стереотипы поведения времен "холодной войны" и выводит на первые полосы газет и экраны ТВ ее главных героев. Одним из таких героев, впервые продемонстрированных широкой публике более 50 лет назад - в июле 1955 года на воздушном параде в Тушино, является стратегический бомбардировщик Ту-95. В течение последних трех месяцев Ту-95 стал героем двух инцидентов, связанных с приближением самолетов этого типа к границам Великобритании.

Силуэт этой турбовинтовой машины с четырьмя парами воздушных винтов на стреловидных крыльях запечатлен на тысячах фотографий 50-90-х годов. Последний в мире серийный винтовой бомбардировщик благодаря высоким характеристикам и большому модернизационному потенциалу производился в СССР во множестве различных модификаций с середины 50-х по 1992 год, поставив рекорд продолжительности серийного производства. Кроме того, он стал прототипом первого советского межконтинентального пассажирского самолета Ту-114.

В настоящее время самолеты этого типа используются стратегической авиацией (в варианте ракетоносца Ту-95МС) и авиацией ВМФ России (противолодочные самолеты Ту-142 и самолеты разведки и целеуказания Ту-95РЦ).

Разработка Ту-95 началась в конце 40-х годов, когда перед Андреем Туполевым и несколькими другими конструкторами была поставлена задача создать бомбардировщик, способный, взлетев с территории СССР, достичь США и вернуться обратно. КБ Туполева, уже имевшее опыт успешного копирования американского бомбардировщика B-29 и разработки опытных самолетов Ту-80 и Ту-85, предложило оснастить новую машину турбовинтовыми двигателями, имевшими большую экономичность по сравнению с реактивными. Такими двигателями до сих пор оснащаются, например, военно-транспортные самолеты С-130 Hercules. Первый полет новой машины состоялся 12 ноября 1952 года.

Конкурентом Ту-95 стал бомбардировщик КБ Мясищева М-4, поднявшийся в воздух 20 января 1953 года. Однако эта машина, оснащенная реактивными двигателями, оказалась слишком неэкономичной, и впоследствии большинство М-4 (и созданных на их основе 3М) были переоборудованы в летающие танкеры.

Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru
Ту-95. Фото с сайта lenser.spb.ru

С самого начала серийного производства Ту-95 началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолета, оснащенных более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника. Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 году. Главным вооружением новой модификации "Медведя" (Bear - такое наименование Ту-95 получил на Западе) стала ракета Х-20 с ядерной боевой частью, способная поражать цели на расстоянии до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20 (самолет мог нести только одну ракету) и невысокую точность этого вида оружия, произведенные в 1958-62 году машины, оставались на вооружении до конца 80-х годов, пройдя несколько модернизаций.

В 60-х годах на основе Ту-95 были разработаны несколько самолетов специального назначения - океанский разведчик Ту-95РЦ, самолет ДРЛО Ту-126 и дальний противолодочный самолет Ту-142. На основе Ту-142 впоследствии началась разработка основного стратегического бомбардировщика ВВС России - Ту-95МС.

Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org
Ту-95РЦ и F-14. Фото с сайта acig.org

Основным оружием нового "стратега" стали дальнобойные крылатые ракеты Х-55 с дальностью полета 2500 километров. Ту-95МС-6 оснащен револьверной пусковой установкой на шесть ракет, размещенной в фюзеляже. Вариант самолета, получивший обозначение Ту-95МС-16, может также нести 10 ракет на внешней подвеске, однако, согласно договору об СНВ, количество ракет на стратегических бомбардировщиках не может превышать шести на каждом самолете.

В дальнейшем Ту-95 получили на вооружение ракеты Х-55СМ и Х-555, дальность полета которых возросла до 3 и 3,5 тысяч километров соответственно.

Как во времена СССР, так и сейчас Ту-95 различных модификаций являются наиболее частыми представителями Вооруженных сил в нейтральном воздушном пространстве. Будучи относительно многочисленными и довольно экономичными, они использовались и используются для демонстрации силы на стратегически важных направлениях и слежения за боевыми кораблями и базами вероятного противника в стратегически важных районах.

На счету Ту-95 немало выходов на дистанцию визуального контакта с авианосными ударными группами ВМС США, в том числе и внезапных, когда экипажи вероятного противника узнавали о присутствии этих крупных машин вблизи от соединения только после их появления в нескольких километрах от авианосца.

За счет простоты в эксплуатации и надежности Ту-95 остался в строю даже после принятия на вооружение значительно более совершенного сверхзвукового ракетоносца Ту-160, требующего, однако, создания дорогостоящей специальной инфраструктуры обслуживания. По имеющейся в настоящее время информации, Ту-95МС сохранятся в составе ВВС России до 40-х годов XXI века, получив новое вооружение и оборудование.

Бомбардировщик Ту-95МС

  • размах крыла - 50,05 метров
  • длина - 47,09 метра
  • высота - 13,2 метра
  • площадь крыла - 295 м2
  • вес пустого самолета - 94,4 тонны
  • максимальный взлетный вес - 187,7 тонн
  • силовая установка - 4 ТВД НК-12МВ мощностью по 15 тысяч лошадиных сил
  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли - 830/650 км/ч
  • крейсерская скорость - 710 км/ч
  • радиус действия 4-7 тысяч километров в зависимости от нагрузки
  • практический потолок - 12-13.000 метров
  • экипаж - 7 человек
  • вооружение - две пушки ГШ-23 в кормовой огневой установке. Подвесное: крылатые ракеты большой дальности Х-55, Х-55СМ, Х-555.

    Илья Крамник

  • Обсудить  
    Сдача ЕГЭ по русскому языку в Москве Новая волна
    Что ждет выпускников на ЕГЭ-2015
    Черная дыра
    Перспективы региональных метрополитенов
    «Сегодня на работку будем лететь»
    Пользователи рунета об урагане, обрушившемся на центральную Россию
    Оксана Дмитриева и Сергей Миронов Прощай, «Справедливая Россия»!
    Вместе с Оксаной Дмитриевой эсеров покинут еще четыре депутата Госдумы
    Пятое чувство
    Как протестировать один из самых быстрых внедорожников мира в Техасе и не схлопотать пулю в лоб
    Закон и семья
    Лучшая автомобильная реклама марта
    Снова на коне
    Себастьян Феттель и Ferrari одержали первую победу вместе
    Призрак недостроя
    Как вовремя распознать проблемную строительную компанию
    Европа против Бутово
    Что сегодня можно купить за рубежом, продав квартиру на окраине Москвы
    Лучше страны не найдешь
    Топ-20 стран мира с реактивно дорожающим жильем
    Редкий вид
    Ипотека по приемлемым ставкам — где ее искать?
    Рай для хакера
    Топ-10 лучших городов мира с точки зрения IT-специалистов
    Ловушки времени
    Как в годы Первой мировой Германия, Англия, Россия и США перестали транжирить дневной свет
    Царь-танк Плоды сумрачных гениев
    Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
    an official and four railway workers(?)riding on a railroad handcar.

Дороги империи
    Российские железные дороги в Первой мировой
    Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
    Первые заградотряды Первой мировой войны
    Группа офицеров 2-го Дагестанского конного полка у стен Петроградской мечети, 1917 год Дикая доблесть Кавказа
    Путь гордых джигитов по полям сражений Первой мировой войны
    Вернуть потерянное лицо
    Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
    Мария Бочкарева Женская рать
    Первая в мире военная летчица, командир батальона смерти, крестница генерала Брусилова…
    Михаил Зощенко «От хорошей жизни писателями не становятся»
    Биография Михаила Зощенко, написанная Валерием Поповым
    «Борису Годунову незачем было убивать царевича Дмитрия»
    Историк Владислав Назаров о личности и эпохе первого выборного царя России
    «ИГ создали все»
    Представитель Демпартии Курдистана Хошави Бабакр об истоках «Исламского государства» и перспективах курдов обрести независимость
    «Наука противостоит возврату в Средневековье»
    Книга современных британских марксистов Алана Вудса и Теда Гранта «Бунтующий разум: Марксистская философия и современная наука»
    «Миграционной политики у нас нет»
    Политолог Владимир Малахов о просчетах в европейской и российской миграционных политиках и беспочвенной озабоченности нашествием мигрантов
    Участница «Царского Русского Марша» в честь 400-летия царственного Дома Романовых в Москве «Мы же русские люди, мы другие»
    Директор РИСИ Леонид Решетников о противостоянии с США, повороте на Восток и возвращении традиций
    Активисты национал-большевистской партии (НБП) Русские придут
    Директор ИАЦ «Сова» о прошлом, настоящем и будущем русского национализма