Сутки спустя после сообщения о кончине Ингмара Бергмана пришла весть о смерти Микеланджело Антониони, выдающегося итальянского режиссера. Создатель "Забриски Пойнт" и "Затмения" был очень стар и тяжело болен, но, даже будучи парализован, он продолжал делать фильмы, пользуясь блокнотом и мимикой. Он управлял камерой и артистами через помощников, но от этого его последняя картина - "За облаками" - не лишилась характерного авторского почерка. Он обладал даром объединять текст и изображение в поэтическое целое.
Антониони не дожил до своего 95-летия двух месяцев. Он был погружен в мир кинематографа более 70 лет. Его карьера была нетипичной для большинства режиссеров: начав с газетной критики, он снял свою первую документальную ленту в 28 лет, а первую игровую полнометражку - в 38. Пик его карьеры пришелся на 1960-е, а уже в следующее десятилетие он не то чтобы вышел из моды, но резко обособился от коллег по цеху. Он принципиально отказался идти на какие-либо сделки с совестью и с продюсерами и предпочел вовсе не снимать фильмы, чем соглашаться на компромиссы.
Выпустив в 1960-1962 году три блистательных фильма подряд - "Приключение", "Ночь" и "Затмение", в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти, Антониони снискал европейскую славу. Все картины были связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и интерьерах разыгрывались судьбы красивых людей (Марчелло Мастрояни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), погруженных в эйфорию свободных 60-х: деньги, вечеринки, каникулы, секс. Объединяло фильмы и то, что зритель внезапно обнаруживал себя неспособным сопереживать героям: он лишь следовал спокойному, как будто равнодушному взгляду автора, который, при всем том, в социальную критику не вдавался, а лишь констатировал происходящее.
Начиная с "Красной пустыни", Антониони перешел на цветную пленку, и она, конечно, дала ему новые огромные возможности. Но многие поклонники его фильмов впоследствии жалели о его отказе от черно-белого кино: он был его последним паладином, он снимал так не ради стильной картинки, а потому что так требовала концепция фильма (впрочем, концепцию он наверняка адаптировал к своему текущему финансовому состоянию, которое в начале 1960-х было не лучшим).
Знакомство со знаменитым продюсером Карло Понти приблизило Антониони к мировому триумфу: картина "Фотоувеличение" ("Blowup"), кинематографическая версия очень известного рассказа Хулио Кортасара "Слюни дьявола", удостоилась в Каннах "Золотой пальмовой ветви" (1967). Критики потом говорили, что в эту довольно компактную ленту (111 минут экранного времени) режиссер вложил все, что нужно знать о свингующих 60-х. Несколько образов из "Фотоувеличения", в частности, играющие в воображаемый теннис мимы в парке и замеревший над распростертой моделью фотограф (Дэвид Хеммингс), за последние сорок лет цитировали десятки, если не сотни раз.
Драматургически неровная, но куда более живая и пронзительная, чем "Фотоувеличение", лента "Забриски Пойнт", снятая Антониони в Америке в 1970 году, окончательно перевела его в статус культового режиссера. Ему было 58, когда он сделал эту странную ленту с двумя дебютантами в главных ролях: ни Марк Фрешетт, ни Дария Халприн не снимались в игровом кино до тех пор. Прокатчикам картина категорически не понравилась, критики ее разругали в пух и прах, зато младшее поколение хиппи сделало "Забриски" знаковым фильмом, преувеличив его антибуржуазный пафос.
В 1975-м Антониони снял свой последний великий, по мнению многих, фильм: "Профессия - репортер" (с Джеком Николсоном, сыгравшим там одну из лучших ролей в жизни). За ним после шестилетнего перерыва последовала почти не замеченная сказка "Тайна Обервальда", очередная дань признательности Монике Витти. Годом позже вышла "Идентификация женщины", принесшая режиссеру приз в Каннах. А потом у Антониони случился инсульт. Через 12 лет, приехав в Лос-Анджелес, чтобы получить почетный "Оскар" за вклад в кино, он смог произнести на церемонии одно только слово: "Grazie". Но в том же году вместе с Вимом Вендерсом он сумел сделать полнометражную ленту "За облаками". В 2004-м его здоровье еще ухудшилось, а он все равно снимал кино: на этот раз небольшую новеллу для фильма "Эрос" (еще две части принадлежат Вонгу Карваю и Стивену Содербергу).
У Антониони не было собственных детей, но он вырастил целое поколение наследников и почитателей.
Юлия Штутина