Где же бизнес? Авиасалон в Жуковском пока больше выставка, чем ярмарка

Два из трех бизнес-дней на авиасалоне в Жуковском МАКС-2007 прошли, но контрактов, к которым можно было применить слово "крупный", пока не подписано. По этому показателю авиасалон проигрывает не только самым большим авиасалонам в мире, но и самому себе образца двухгодичной давности. За все время проведения МАКСа-2005 твердых и предварительных контрактов было подписано на четыре миллиарда долларов. За первые два дня МАКСа-2007 их едва ли наберется и на миллиард долларов.

Недостатки бизнес-составляющей МАКСа отметили даже те, кому по статусу положено хвалить авиасалон. Так, генеральный директор АХК "Сухой", когда его попросили сравнить российский авиасалон в его французским и британским аналогами, сказал, что полностью поддерживает позицию "нашего руководства" (читай - Владимира Путина), которая состоит в том что МАКС развивается высокими темпами. Однако потом добавил, что осталось "подравнять" заключение твердых контрактов. По его словам, российский авиасалон только тогда выйдет на уровень крупнейших мировых выставок, когда на нем будут заключаться контракты на 10-20 миллиардов долларов.

Самые активные

Несмотря на общее снижение деловой активности на МАКСе, часть российских компаний заключили в ходе авиасалона ряд твердых контрактов и подписали несколько соглашений о намерениях.

Как и на прошлом МАКСе, самым активным организатором сделок по купле-продаже самолетов является лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко". Она, видимо, решила не опускаться ниже той планки, которую подняла сама для себя на авиасалоне в Жуковском в 2005 году. Тогда твердых и предварительных контрактов было заключено на 1,6 миллиарда долларов. Большую часть этой суммы составили контракты на российско-украинские ближнемагистральные самолеты Ан-148.

На этот раз "Ильюшин Финанс" также удачно поработала с этими самолетами. 22 августа было объявлено о том, что компания подписала меморандум о намерении продать три Ан-148 на Кубу. Также на Кубу по этому меморандуму полетят и два Ту-204.

С режимом Фиделя Кастро у отечественных авиационных властей, похоже, наладились самые теплые отношения. Как сообщил глава Минтранса России Игорь Левитин после переговоров с кубинской делегацией, отечественные компании намерены создать в Гаване целый транспортный узел. По словам Левитина, проект пока находится на самой начальной стадии, но, вероятнее всего, пассажирскими перевозками с Кубы займется "Аэрофлот", а грузовыми - "Волга-Днепр". Услуги по обслуживанию терминала в аэропорту Гаваны будут отданы "Шереметьево".

Но вернемся к "Ильюшин Финанс" и Ан-148. Лизинговая компания на МАКСе договорилась о том, что поставит на Украину 74 двигателя для Ан-148. Сумма сделки оценивается приблизительно в сто миллионов долларов - пока это едва ли не самое крупное соглашение авиасалона. Днем ранее ГТК "Россия" договорилась взять у "Ильюшин финанс" в лизинг шесть самолетов Ан-148 сроком на 15 лет.

Другой успех лизинговой компании - продажа пяти самолетов Ту-204 иранской компании Iran Airtur. Каталожная стоимость одного такого лайнера составляет около 30 миллионов долларов. Насколько реальная цена, по которой самолеты достались Iran Airtur, отличается от каталожной - не сообщается.

Военная техника

По итогам двух дней авиасалона российских оборонщикам удалось подписать всего лишь несколько не самых больших и при этом давно ожидаемых контрактов. Корпорация "МиГ" сообщила, что заработала в течение первых двух дней МАКСа около 70 миллионов долларов, не продав при этом ни одного самолета. Компания только договорилась о строительстве склада запчастей в Индии и ремонте самолетов, принадлежащих Казахстану и Польше.

21 августа был также подписан "протокол о вступлении в силу контракта" на поставку шести истребителей Су - три Су-27СКМ и три Су-30МК2 - в Индонезию. Минфин Индонезии одобрил эту сделку еще в прошлом году, поэтому подписание документов ожидалось давно.

Другие контракты

Часть соглашений, заключенных на МАКСе в первые дни, касалась долгосрочных отношений. Важнейшее из них касается возобновления серийного производства самолетов Ан-124 "Руслан". Серийно выпускать эти самолеты Украина прекратила в середине 90-х годов из-за отсутствия финансирования. Сейчас тяжелые времена для самого грузоподъемного самолета в мире, похоже, позади - вкладывать средства в проект решила российская "Волга-Днепр".

Россияне хотят разместить заказ на 17 самолетов Ан-124. А к 2030 году "Волга-Днепр" пообещала приобрести у украинских производителей "Мотор Сич" и АНТК имени Антонова до ста "Русланов". Если обещание будет выполнено, украинские компании смогут сделать больше Ан-124, чем было произведено в Советском Союзе.

Справедливости ради стоит отметить, что на прошлом МАКСе "Волга-Днепр" уже объявляла о намерении возобновить производство "Русланов" и даже подписала необходимые документы с Внешэкономбанком. Однако за два года ничего не изменилось.

Новейшая версия "Руслана" - Ан-124-100М-150, сертифицированный в июне 2007 года. Этот самолет является единственным в мире, способным перевозить до 150 тонн груза. При этом максимальная крейсерская скорость гиганта составляет до 865 километров в час. С грузом в 120 тонн самолет может преодолевать расстояния до 4,8 тысячи километров

Еще один важный для российских компаний контракт был заключен 21 августа. Американская корпорация Boeing подписала с "ВСМПО-Ависма" соглашение о создании совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing, которое займется обработкой титановых штамповок для Boeing 787 Dreamliner.

Главный конкурент Boeing на мировом рынке компания Airbus никакими подписанными документами похвастаться пока не может. Однако, по словам главы EADS Тома Эндерса (Tom Enders), до конца года вполне возможно приобретение его концерном доли в Объединенной авиастроительной корпорации. Сейчас EADS через Airbus владеет десятью процентами компании "Иркут" и ведет с ней несколько проектов. Самый крупный и самый значительный из них - по переделке пассажирских A320 в грузовые. Конвертация будет осуществляться на двух заводах - в подмосковных Луховицах и в германском Дрездене. Предполагается, что выкатка первого обновленного самолета состоится в 2010 году.

Выступление Тома Эндерса хорошо иллюстрировало "безрыбье" первых двух дней ависалона. Он начал пресс-конференцию своей компании словами о том, что ничего нового сказать не может, поэтому сделает маленькую презентацию проектов Airbus в России вообще.

В третий бизнес-день на МАКСе может быть объявлено о нескольких сделках. Во всяком случае, представители "Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина" еще 21 августа намекнули на то, что намерены заключить один или несколько контрактов. Также 22 числа состоится и пресс-конференция "Ильюшин Финанс", на которой компания подведет итоги трех дней МАКСа. Сюрпризов можно ждать и от "Аэрофлота" - крупнейшая российская авиакомпания проведет 23 августа сразу три пресс-конференции.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше