С кем бы поговорить? Экспозиция на летном поле МАКС-2007 не стремится рассказывать о себе

Второй день МАКСа оказался значительно спокойнее первого. В связи с тем, что высокие гости отсутствовали, контроль на проходных стал менее жестким, летная программа шла минута в минуту по расписанию, а по павильонам и наземной экспозиции можно было гулять без малейших препятствий, чем и занялся ваш корреспондент.

Осмотр боевых самолетов, выстроенных на летном поле, дал изрядное эстетическое наслаждение, однако, с журналистской точки зрения, оказался огорчительно малоинформативным. Получить внятные комментарии по поводу выставленной техники удалось только у представителей ВВС, "опекавших" модернизированные Су-25, и нижегородского завода "Сокол", выставлявших свои МиГ-29 и МиГ-31. У остальных машин либо никого не было, либо ответственные за них всячески уклонялись от общения, не говоря уж о том, чтобы дать осмотреть самолет изнутри.

В отношении, скажем, стратегических Ту-95 и Ту-160 это можно было бы списать на стремление "не выдать прессе государственную тайну", если бы в то же самое время внутрь этих самолетов не проникали проводимые "важными персонами" внушительные делегации из взрослых мужчин, включая иностранных офицеров с фотоаппаратами, юных девушек и детей с фотоаппаратами же.

На этом фоне экскурсия по Су-25УБМ и МиГ-31Э оказалась настоящим подарком судьбы. Ответственные за самолеты, извинившись, попросили не фотографировать интерьер кабин, и дали подробные объяснения по обеим машинам.

Су-25УБМ оказался очень интересным проектом. На основе учебного штурмовика специалисты КБ и Улан-Удэнского завода создали двухместный многоцелевой самолет, способный решать широкий комплекс разведывательных и ударных задач. Самолет, оснащенный радаром и принципиально новым оптико-электронным комплексом, способен обнаруживать цели на гораздо большем расстоянии, чем обычные Су-25 без РЛС, и выдавать целеуказание на ведомые машины.

Такие способности предполагают использование Су-25УБМ в качестве лидера групп штурмовиков (самолета командиров уровня звено-эскадрилья). Машина способна нести практически все управляемые и неуправляемые боеприпасы, состоящие на вооружении фронтовой авиации, и оснащена системами постановки помех, рассчитанными на противодействие ЗРК последних типов.

Осмотр МиГ-31Э не принес никаких новостей - машина известна давно и нового оборудования на ней в последнее время не появлялось, но тем не менее сотрудники завода насколько могли - устранили пробелы и неточности в имевшихся сведениях о трехмаховом перехватчике.

Гораздо больший интерес представлял другой перехватчик - раскрашенный в серый цвет строевой модернизированный МиГ-31БМ, но он находился в ведении ВВС, и найти хотя бы поблизости кого-то желающего дать комментарий не получилось. В итоге корреспондент задался невеселым вопросом: какой смысл выставлять на поле "живые" машины, которые все и так уже видели и в макетах, и на фотографиях, и в фильмах, если при этом рядом с самолетами нет ни одного человека, способного поддержать разговор и рассказать о машине хотя бы чуть больше того, что написано на стенде с давно выученными наизусть ТТХ.

На этом фоне вновь остается грустно констатировать превосходство "потенциального противника". Побеседовать с американцами не составляет труда - они всегда у своих самолетов и, такое впечатление, готовы заговорить с любым, кто может связать хотя бы пару слов на английском.

Скуку от отсутствия собеседников несколько развеял последний оставшийся в живых Ту-144, доступ в который был открыт, и два небольших инцидента. Слух о поломке выставочного Су-25, в итоге обернувшийся разбитым прицелом на одном из штурмовиков ЛИИ, не имеющих отношения к экспозиции МАКСа. Второй инцидент мог закончиться печальнее, но, к счастью, в результате аварии восстановленного истребителя ДИТ, выкатившегося за взлетную полосу при посадке, никто не пострадал.

После обхода летного поля было решено посетить павильоны. Осмотр всей экспозиции МАКСа потребует немало сил и времени, но некоторые фирмы можно выделить уже сейчас - например, ОАО "Тренажерные системы", выставившее на МАКС-2007 обширный набор тренажеров-симуляторов, позволяющих готовить экипажи боевой техники, стрелков-автоматчиков, пулеметные и гранатометные расчеты. На стенде "Тренажерных систем" автор понял, что в танкисты он не годится - рост 198 см позволил уместиться на рабочем месте мехвода Т-72 лишь в положении эмбриона, но после известной подготовки вполне может стать гранатометчиком - из четырех попыток подбить нарисованный "Абрамс" две оказались успешными.

Радость омрачила потеря фотовспышки - во время "учебной стрельбы" из гранатомета у сумки, в которой лежала вспышка и чехол от фотоаппарата, "выросли ноги".

К неприятным моментам следует добавить (снова!) плохо работающие кондиционеры в павильонах и холодильники в продуктовых киосках, бедность пресс-центра на информацию и печатные материалы, и совершенно непонятные манеры охраны - когда в районе пяти часов люди начали покидать МАКС, солдаты внутренних войск выстроились в полутора метрах от края бетонки, направляя движение потока. Но при этом они перекрыли все подходы к лоткам с сувенирной продукцией и - главное - киоскам с водой, не пропуская никого за оцепление. На просьбы объяснить происходящее реакция была одинаковой: "приказали". Почему нельзя было выстроиться ровно по краю полосы и кто отдал такой приказ - выяснить не удалось. Следует отметить, что давкой с возможными неприятными последствиями "даже не пахло" - "бизнес-дни" на МАКСе хоть и многолюдны, но явно не дотягивают по числу посетителей до опасных значений.

Илья Крамник

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше