25 сентября на публике впервые за последние 10 месяцев появился Ираклий Окруашвили. Бывший министр обороны, о возвращении которого так много писали грузинские СМИ, снова занялся публичной политикой. Он создал оппозиционную партию под лозунгом "Грузия без Саакашвили" и пообещал "убрать из власти нечистоплотных людей". Впрочем, пока что в борьбе с новоявленным оппозиционером побеждает власть. С начала сентября в Грузии были задержаны несколько высокопоставленных сторонников Окруашвили, а самому ему грозит обвинение в неуплате налогов.
I'll be back
Ираклий Окруашвили покинул правительство при странных обстоятельствах. Напомним, в ноябре 2006 года президент неожиданно снял его с поста министра обороны и назначил министром экономики. Окруашвили продержался на новом посту примерно неделю, а затем ушел и оттуда, заявив, что хочет "продолжить образование за рубежом".
Вопреки ожиданиям, бывший министр не стал устраивать скандал и выступать с критикой в адрес тех, с кем он не сработался. Он вообще пропал из поля зрения СМИ и до последнего времени никак не комментировал слухи о своем возвращении.
Слухи не прекращались. Политологи отмечали, что у бывшего министра есть достаточно ресурсов для того, чтобы возглавить оппозицию. Упоминали и его харизму, и его финансовые возможности (издание Georgian Times, опубликовавшее список самых богатых грузин, по данным на февраль 2007 года оценило его состояние в 250 миллионов долларов).
Окруашвили между тем продолжал молчать. На брифинге 25 сентября он пояснил, что существовала некая договоренность о том, что он уйдет из правительства без шума. "Это была просьба Михаила Саакашвили, и я отнесся к ней с пониманием", - сказал бывший министр. Теперь этой договоренности конец. Спустя 10 месяцев после отставки Ираклий Окруашвили пришел к тому же выводу, что и бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, который, потеряв свой пост, объявил бывших коллег "бандитами". Разве что Хаиндрава додумался до этого быстрее.
Who you gonna call?
Выступая на брифинге 25 сентября, Окруашвили назвал поведение грузинских властей "безнравственным", а их достижения - "призрачными". Рецепта, который помог бы избавиться от призраков и прочих негативных проявлений нынешней власти, бывший министр не назвал. Хотя и намекнул на "революцию роз", в результате которой Саакашвили и Окруашвили (тогда еще соратники) свергли президента Эдуарда Шеварднадзе. "Мы уже один раз преодолели безнадежность, собрали силы и указали властям Шеварднадзе их место, - заявил Окруашвили. - Сейчас еще раз соберем силы и уберем нечистоплотных людей из власти".
Выступление Окруашвили содержало в общем стандартный набор тезисов, с которыми выступает оппозиция: от заявления о том, что страна в опасности, до призыва объединяться под партийными знаменами. Лидер партии "За единую Грузию" пообещал вернуть грузинскому народу достоинство (пострадавшее, по его словам, при правлении Саакашвили), а стране - утраченные территории.
Кстати, неспособность военного ведомства вернуть контроль над мятежными республиками Абхазией и Южной Осетией называли одной из возможных причин отставки Ираклия Окруашвили. Наблюдатели отмечали, что министр не смог выполнить свое знаменитое обещание "встретить Новый год в Цхинвали" и поэтому был вынужден уйти. Однако, представляя свою партию, Окруашвили заявил, что Грузия, оказывается, была всего в шаге от того, чтобы восстановить контроль над одной из конфликтных зон. Все дело, по его словам, испортила "трусость президента, который не смог принять историческое решение".
В завершение своей речи бывший министр пообещал в самое ближайшее время выступить с разоблачениями президента и его окружения, в частности, рассказать о причастности главы государства к убийствам политических оппонентов. Для затравки он поведал собравшимся историю о том, как в бытность министром внутренних дел поймал на взятке родственника Саакашвили. "Три года назад я задержал дядю президента Темура Аласанию со взяткой в 200 тысяч долларов, - заявил Окруашвили, - но по настоятельной просьбе президента я его отпустил".
Компромат.ge
Лидер партии "За единую Грузию" не терял времени, и следующая порция компромата появилась в СМИ уже несколько часов спустя. Выступая в эфире телеканала "Имеди", он заявил, что по поручению Михаила Саакашвили в 2005 году был избит оппозиционный депутат Валерий Гелашвили. В том же году президент, как утверждает Окруашвили, поручил ему ликвидировать предпринимателя Бадри Патаркацишвили. "Я догадался, что это ловушка, - сказал бывший министр. - Если бы я согласился и выполнил задание, на следующий день убрали бы меня".
Патаркацишвили, который, по версии Georgian Times, занимает первое место в списке самых богатых грузин, неоднократно выступал с критикой в адрес властей, обвиняя их в давлении на бизнес. Его даже прочили в лидеры оппозиции. Однако в марте 2007 года предприниматель заявил, что прекращает активную политическую деятельность, поскольку "не хочет ни с кем воевать".
Чтобы завершить политический портрет бывшего соратника по "революции роз", Окруашвили сообщил, что президент и его семья "владеют несколькими миллиардами долларов и контролируют поставки оружия в Грузию". Каких-либо доказательств, как и в ходе предыдущих разоблачений, бывший министр не представил. Отметим, что среди возможных причин его отставки наблюдатели называли и борьбу за контроль над средствами в оборонной сфере. По словам оппозиционного депутата Давида Гамкрелидзе, в этом противостоянии "Саакашвили и его окружение оказались вне игры, поэтому они и убрали Окруашвили".
Goodfellas
Бывший министр выбрал подходящее время для эффектного появления на публике. Объект его критики сейчас находится в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН и не может ответить на обвинения. Это можно назвать одним из немногих успехов в тактике новоявленного оппозиционера. В борьбе с отступником власть пока преуспела гораздо больше.
За прошедшие месяцы в Грузии прошли отставки чиновников, которых считают сторонниками бывшего министра. Некоторых впоследствии задержали по обвинению в коррупции. В частности, своего поста лишился губернатор региона Шида Картли Михаил Карели. На его место Саакашвили назначил депутата от правящей партии Владимира Гегелашвили. Тот уже уволил заместителей Карели, уцелевших в ходе последней чистки, и заявил, что в деле о коррупции в Шида Картли могут появиться новые фигуранты.
Власти Грузии между тем не успокоились, лишив Ираклия Окруашвили контроля над регионом, который мог бы стать своего рода базой для его нового оппозиционного движения. Представители руководства республики заявили, что операция под лозунгом "чистые руки" будет продолжаться без оглядки на имена, положение в обществе и "бывшие заслуги" (последнее можно расценить как намек на самого Окруашвили).
25 сентября по обвинению в вымогательстве был задержан пресс-секретарь президента Дмитрий Китошвили. Как утверждает следствие, в 2006 году он вынудил предпринимателя Джемала Сванидзе продать акции сотового оператора GeoCell за сумму в 40 раз меньшую, чем их фактическая стоимость. Китошвили, как писала пресса, является не только близким другом, но и деловым партнером Окруашвили.
Последний, по данным "Коммерсанта", еще в бытность адвокатом представлял интересы GeoCell, а впоследствии стал ее совладельцем. По словам оппозиционного депутата Бежана Гунавы, Ираклию Окруашвили грозит арест, если пресс-секретарь президента даст против него показания.
Наконец, 25 сентября правоохранительные органы Грузии заявили о претензиях к самому Окруашвили. Служба доходов Министерства финансов утверждает, что здание в центре Тбилиси, где разместился офис новой партии, куплено по заниженной стоимости. Следствие считает, что покупатели уклонились от уплаты налогов. Бывший хозяин дома подтвердил, что в качестве покупателей выступили Ираклий Окруашвили и упомянутый Михаил Карели.
I love the smell of napalm in the morning
Комментируя возвращение Ираклия Окруашвили, грузинские политики заявили о начале "войны компроматов". Как выразился представитель "Правой оппозиции" Мамука Кацитадзе, "в воздухе витает запах пороха". По его словам, в ближайшее время "общество станет свидетелем неприятных процессов, а аресты будут продолжаться". Лидер Республиканской партии Леван Бердзенишвили пришел к выводу, что бывший министр объявил Саакашвили "смертельную войну".
Остается вопрос о том, кого все-таки будут представлять новоявленный оппозиционер и его партия. Едва ли бывший министр сможет рассчитывать на широкую поддержку населения. Как отмечают наблюдатели, даже после отставки Ираклий Окруашвили в глазах многих жителей республики остался частью той самой коррумпированной системы, которую он теперь критикует. "За его спиной нет других политических плюсов кроме фраз о том, что он войдет в Цхинвали или Сухуми, - считает грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, - да и то можно спорить, являются ли эти фразы плюсами".
Лидер партии "За единую Грузию" мог бы, наверное, представлять интересы предпринимателей и влиятельных чиновников, недовольных правлением Саакашвили. Однако пока у него это получается довольно плохо. После того, как слухи о возвращении Окруашвили в качестве оппозиционера стали подтверждаться, его сторонники в структурах власти были задержаны. Очевидно, у бывшего министра остались еще влиятельные друзья, однако на фоне последних арестов у них, наверное, сильно поубавилось желания принять участие в "крестовом походе" на Саакашвили.
Разумеется, министр-изгнанник может использовать ресурсы других оппозиционных партий, если они, конечно, пожелают вступить с ним в союз. Представитель Республиканской партии Давид Усупашвили, в частности, заявил, что сотрудничество с Ираклием Окруашвили "будет обсуждаться". А руководитель оппозиционного "Союза традиционалистов" Акакий Асатиани отметил, что у бывшего министра "еще есть шанс искупить свои грехи".
Оппозицию, как можно предположить, интересует компромат, который Окруашвили, судя по слухам, накопил в бытность руководителем различных силовых структур. Если за громкими заявлениями бывшего министра стоят какие-то доказательства, у лидера новой партии есть все шансы стать грузинским Мельниченко. Если, конечно, за ним раньше не явится грузинская полиция.