Деятельность главного кандидата в президенты США от Республиканской партии Рудольфа Джулиани на посту мэра Нью-Йорка всегда считалась безупречной, а его успехи не подвергались сомнению. Именно при нем мегаполис стал одним из самых безопасных городов Америки. И даже потрясшие страну теракты 11 сентября только добавили ему популярности - Джулиани проявил себя как настоящий государственный муж, снискал благодарность избирателей и получил лестное прозвище "мэр Америки". Однако, как оказалось, должность мэра принесла ему не только дивиденды, но и стала источником неприятностей и беспокойств. Особенно в канун президентских выборов.
Рудольф Джулиани имел возможность убедиться в этом в ходе внутрипартийных дебатов с другим кандидатом от республиканцев, бывшим губернатором от Массачусетса Миттом Ромни, которые прошли в среду, 28 ноября, на телеканале CNN, а также транслировались через интернет-сервис YouTube. За два часа до дебатов на популярном сайте Politico.com была опубликована развернутая статья, в которой подробно рассказывалось о финансовых махинациях Джулиани на посту мэра Нью-Йорка в конце 90-х начале 2000-х годов.
Джулиани подозревают в том, что расходы на обеспечение своей безопасности в ходе многочисленных неофициальных поездок он списывал на службы мэрии, которые не имели к этому вообще никакого отношения. Факты вскрылись еще в 2002 году, после того как Джулиани ушел со своего поста: городской аудитор Уильям Томпсон (William Thompson), проверяя финансовую отчетность Бюро по управлению нежилыми помещениями (New York City Loft Board) неожиданно обнаружил 34 тысячи долларов, потраченных в счет за уплату поездок Джулиани.
Затем расходы на поездки мэра были обнаружены в отчетности Городского бюро по делам инвалидов (Office for People With Disabilities) - 10 054 долларов, а позднее - в счетах Управления по снабжению полиции (Procurement Policy Board) - 29 757 долларов. Наконец, сведения еще 400 тысячах долларов, израсходованных на поездки Рудольфа Джулиани и круглосуточно охранявших его офицеров нью-йоркской полиции, были найдены в документах Адвокатского бюро городской администрации (Assigned Counsel Administrative Office). В целом, по данным аудиторов, расходы Джулиани на поездки за последний финансовый год его мэрства увеличились на 151 процент, составив 618 тысяч долларов.
Однако пристальное внимание журналистов Politico.com привлекли именно 34 тысячи, обнаруженные в Бюро по управлению нежилыми помещениями. Журналистам удалось получить из мэрии документы, которые указывают, что Джулиани потратил их на поездки в курортный город Саутгемптон (Southampton) на Лонг-Айленде, где проживала его возлюбленная Джудит Натан (Judith Nathan), которая впоследствии стала его третьей женой.
Всего с лета 1999 года по январь 2002 гола Джулианаи и охранявшие его офицеры совершили 11 продолжительных поездок в Саутгемптон, но только три из них были задекларированы в официальном расписании. При этом некоторые свидетели, слова которых приводят американские СМИ, заявили о том, что не раз видели в это время Джулиани и Натан вместе.
Словом, появление такой информации за два часа до дебатов и за две недели до внутрипартийных выборов, на которых предстоит избрать единого кандидата от Республиканской партии, было для Джулиани весьма не кстати. Конечно, речи не шло о большом скандальном разоблачении. Однако застигнутый врасплох во время теледебатов Джулиани только и сумел сказать, что "это не правда" и что все расходы в бытность его мэром Нью-Йорка были абсолютно прозрачны и законны. Он добавил, что финансовая сторона вопроса по обеспечению его безопасности находились в полном ведении департамента нью-йоркской полиции. "Они охраняли меня, у них была своя отчетность и они вели ее так, как считали нужным вести. Я в это не вмешивался", - заключил бывший мэр.
На следующий день, 29 ноября, Джулиани выступил более развернуто, собрав необходимые аргументы. В интервью на телеканале CBS он назвал публикацию "истории пятилетней давности" за два часа до дебатов политически ангажированной "грязной уловкой". По его словам, журналисты Politico.com сказали только часть правды, забыв упомянуть, что каждый цент, потраченный муниципальными службами на обеспечение безопасности мэра, хотя это прямо не входило в их полномочия, был впоследствии возмещен полицейским управлением.
Джулиани отметил, что практика проводить платежи, связанные с функционированием служб безопасности, через городскую администрацию сложилась еще в середине 90-х годов и была вызвана бюрократической неповоротливостью полицейского управления, которое опаздывало с погашениями счетов.
В этот же день слова Джулиани подтвердил глава его избирательного штаба Джозеф Лота, ранее занимавший пост вице-мэра и отвечавшего за городской бюджет. Он отменил, что подобная схема была вызвана обстоятельствами: у самих полицейских, которые постоянно сопровождали Джулиани в поездках, не было достаточно денег, чтобы оплачивать расходы, связанные с проживанием, а полицейское управление могло заплатить за них только спустя два месяца.
У Рудольфа Джулиани была специальная кредитная карта American Express, которая позволяла платить за охрану из бюджета разных структур городской администрации. А в конце каждого фискального года полицейский департамент погашал мэрии образовавшуюся задолженность. "Ни одно из подразделений городской администрации, таким образом, не было лишено причитающихся ему средств", - заключил Джозеф Лота.
Как отмечает агентство Associated Press, само по себе дело об упомянутых платежах не может сильно дискредитировать Джулиани, который пока является фаворитом во внутрипартийной гонке кандидатов на президентское кресло. По некоторым данным, его поддерживают 27 процентов республиканского электората.
Однако с учетом других факторов: либеральность Джулиани в социальных вопросах, защита прав гомосексуалистов и права на аборты, а также обвинения в том, что он использует события 11 сентября исключительно для собственного пиара, могут повредить его популярности среди республиканцев.
То, что он прибег к достаточно запутанной схеме финансирования своих поездок, а потом старательно это скрывал, прикрываясь соображениями секретности - даже упомянутый аудитор Вильям Томпсон не смог в свое время получить достаточных разъяснений - грозит бросить тень на его репутацию, заставить усомниться в его принципиальности и честности. И тот факт, что он во время поездок на Лонг-Айленд ухаживал за будущей женой, навряд ли послужит извинением.