Одну из крупнейших социальных сетей мира, американскую Facebook, последние несколько недель лихорадило. Десятки тысяч человек требовали отключить новую систему Beacon, которая уведомляла друзей и интернет-магазины о каждом шаге пользователей. Случилось неожиданное - их акции протеста и петиции сработали.
Система Beacon - довольно полезное средство социализации, использующее новостные ленты (News Feeds) пользователей. Последние информируют о том, кто с кем подружился, кто добавил информацию о себе, а кто написал что-то в своем блоге.
Beacon, который запустили 6 ноября, развивает эту идею. Если интернетчик покупает что-либо в онлайн-магазине или совершает другие действия - например, обновляет список подарков, которые он хотел бы получить, его друзья в своих лентах могут об этом прочитать. Можно легко представить, где пригодится такая система - купленные товары наверняка заинтересуют пользователей со схожими интересами.
Возмущенные голоса раздались из-за двух тонкостей работы системы. Во-первых, от использования системы нельзя было отказаться. И здесь наступало во-вторых. Пользователь не мог контролировать отсылку сообщений в новостные ленты.
20 ноября в социальной сети появилась группа обсуждений "Facebook, stop invading my privacy!", куда записался всего один человек - ее создатель. Спустя неделю там было 25 тысяч участников. Еще через два дня - 53 тысячи.
Последовала первая реакция менеджеров. Теперь Beacon спрашивал пользователя о том, хочет ли он поделиться сведениями о покупке. Все было бы хорошо, но скоро оказалось, что все сорок сайтов-партнеров Facebook могли получить доступ к данным пользователя даже в том случае, если он выходил из Facebook.
Система Beacon отслеживала действия пользователей, в частности, на следующих сайтах: eBay, LiveJournal, New York Times, Typepad, Vox. Выйти из числа партнеров догадалась только Coca-Cola.
Защитники персональных данных начали рыть глубже. Выяснилось, что даже в случае отказа от передачи данных в Facebook сообщение о покупке отправлялось на сервер. Сотрудники Facebook, кстати, утверждали обратное.
К 5 декабря число противников Beacon только в одной группе выросло до 70 тысяч человек.
Тогда основатель системы Марк Цукерберг выбросил белый флаг и заявил, что администрация Facebook много раз ошибалась, когда создавала Beacon, но больше всего ошиблась, когда выпустила его в таком виде. Он подарил пользователям возможность навсегда отключить назойливую систему.
Любопытно, что даже 73 тысячи человек - почти незаметное на фоне 55 миллионов пользователей Facebook меньшинство. Активно защищать свою приватность, таким образом, вышел всего один человек на восемьсот.
В каком-то смысле именно нежелание скрывать свои персональные данные является одной из причин популярности социальных сетей. Впрочем, меньшинство всегда протестует против модернизации социальных сетей. Так, привычные для пользователей Facebook "новостные ленты" в свое время тоже подвергались жесткой критике. Это не помешало Facebook развиваться дальше, а крупнейшей сети MySpace с ее 100 миллионами пользователей - начать внедрение схожего механизма.
Более близкой сердцу российского интернетчика аналогией является "модернизация" ЖЖ, в ходе которых сначала монетизировался русскоязычный сегмент этой полусоциальной сети, а затем было объявлено о новых хозяевах. В ЖЖ, аудитория которого в несколько раз меньше Facebook'овской, при той же пропорции в одного протестующего на несколько сотен вряд ли наберется достаточно народу на успешное массовое восстание.
Повод, как показывает практика, тут не главное.