Задолго до выхода в июле 2007 года седьмого тома романа Джоан Роулинг о Гарри Поттере крупные издательства забеспокоились о том, кто же заполнит неизбежно образующийся вакуум, кто тот автор и герой, который заставит школьников не откладывать книгу ради видеоигр. Гипотез было много, не подтвердилась ни одна. А тем временем никто так и не смог объяснить, в чем состоит секрет успеха Роулинг.
И британские издатели "Гарри Поттера" Bloomsbury, и американцы из Scholastic уже назвали своих кандидатов на место следующего после Роулинг супер-автора. В случае Bloomsbury их двое, а у Scholastic - как минимум четверо, но, может быть, и десять.
Bloomsbury уже запустили пилотный том из предполагаемого нового супербестселлера: "Tunnels" ("Туннели") Родерика Гордона и Брайана Уилсона, повесть об увлеченном археологией мальчике Уилле Берроузе, обнаружившем параллельный нашему подземный мир. Книга вышла под маркой издательства Chicken House летом этого года в Великобритании и собрала небольшое количество умеренно-хвалебных рецензий, несмотря на то что ее широко разрекламировал Барри Каннингем, открывший миру Джоан Роулинг. В США "Туннели" появились в начале декабря, и реакции критиков пока нет, зато понятно, как отнеслись к книге читатели. Например, в форумах интернет-магазина Amazon они единодушно говорят, что продолжения они очень ждут, но это никак не "Гарри Поттер".
Представители Scholastic, за неделю до Рождества обнародовавшие большие планы по покорению школьников, выбрали другой путь: они ставят не столько на книгу (точнее, серию из десяти книг), сколько на франшизу, то есть на комплекс товаров: компьютерных и настольных игр, специальных коллекционных предметов, связанных с основным текстом. Кроме того, издательство собирается использовать блоги от лица персонажей проекта и даже денежные призы, чтобы привлечь аудиторию. Игровой сайт серии "39 Clues" ("39 ключей") заработает 9 сентября 2008 года - одновременно с появлением книги в продаже. Словом, о качестве книг говорить пока рано, а о массированной, чтобы не сказать беспримерной, маркетинговой поддержке уже можно. Имя автора первого текста уже известно: это Рик Риордан, пишущий как для детей, так и для взрослых. Его книги о мальчике Перси (Персее) Джексоне, сыне ни больше ни меньше бога Посейдона, занимали первые места в рейтинге бестселлеров газеты The New York Times, и эти успехи гарантируют проекту "39 Clues" солидность и представительность.
"Эрагон": бюджет 100 миллионов долларов, мировые сборы 248 миллионов.
"Гарри Поттер и философский камень": бюджет 125 миллионов, мировые сборы 976 миллионов.
Еще один верный показатель больших надежд - экранизации. Об успехе киноверсий "Гарри Поттера" мы знаем, а вот другим картинам по новейшим детским фэнтези не повезло. Например, энергично рекламировавшийся "Эрагон", киноверсия романа писателя-вундеркинда Кристофера Паолини, затраченные средства студии 20th Century Fox вернул, однако об экранизации продолжения при таких скромных успехах речь не идет. Похожим образом складывается судьба "Золотого компаса", самого дорогого проекта компании New Line Cinema, заработавшей миллиарды на "Властелине колец". В американском прокате фильм по книге британца Филипа Пулмана фактически провалился: за две недели картина собрала 41 миллион, сумму, которую должна была заработать в первый уикенд. Правда, продюсеров несколько обнадеживают мировые сборы, приближающиеся к ста миллионам. То есть, к Новому году студия вернет себе потраченное на производство (150 миллионов) и отчасти окупит рекламу, но о второй и третьей частях фильма, похоже, можно забыть, если не навсегда, то надолго.
У New Line Cinema есть еще один потенциальный козырь в рукаве: вовремя купленные права на экранизацию нескольких книг Корнелии Функе, немецкой детской писательницы. В 2003 году она опубликовала дебютный роман из "чернильной" трилогии: "Tintenherz" ("Чернильное сердце"), за которым последовали еще два (английский и русский переводы еще не готовы). Весной 2008 года появится экранизация ее первой обаятельной сказки (с Бренданом Фрейзером ("Мумия") в главной роли). Использованный Функе главный волшебный прием - превращение слова в плоть, прямо скажем, не нов, но работает хорошо. Сможет ли фильм поддержать популярность книги, пока не понятно, но, в любом случае, издателям не приходится рассчитывать хотя бы на что-то близкое по размаху к Роулинг.
Тем временем издатели, критики и читатели, по крайней мере их скептически настроенная часть, тщатся объяснить друг другу невероятный коммерческий эффект "Гарри Поттера": вроде, и сюжет банальный, и механически повторяются все ходы, и ничего нового, однако дети читают, пишут продолжения-"фанфики", умоляют Роулинг о новых приключениях. Интернет-магазин Amazon за огромные деньги покупает рукописную книгу "Сказок Бидля" и планирует возить этот единственный томик по школам США. Страсти вокруг писательницы-миллиардерши не то что не улеглись, они только накаляются, и, похоже, первым после Гарри Поттера станет не кто иной, как новый герой Роулинг. О нем ничего неизвестно, и это-то и составляет главную интригу.