Занавес...

Умер Александр Абдулов

Александр Абдулов. Фото с сайта goldenmask.ru

В четверг, 3 января, умер народный артист России Александр Абдулов. Он скончался рано утром в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Гражданская панихида и прощание с актером пройдут 5 января в театре Ленком. В этот же день Абдулов будет похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

О том, что у Александра Абдулова обнаружено смертельное заболевание, стало известно осенью 2007 года. В августе в Балаклаве на съемках нового фильма ему стало плохо. Прямо со съемочной площадки Абдулова отвезли в Первую городскую больницу Севастополя, где провели операцию по удалению язвы желудка.

Оправившись после операции, Александр Абдулов уехал на консультацию в одну из израильских клиник, где ему поставили новый диагноз - рак легких четвертой степени. Эта болезнь практически не поддается излечению, хотя современные медицинские методы позволяют стабилизировать заболевание и даже добиться его регрессии.

Надежда, что болезнь можно приостановить, что Абдулов еще вернется на сцену, будет жить и играть, до последнего момента давала силы родным и близким актера, его коллегам. Сам Абдулов собирался уже в феврале сыграть роль Кочкарева в новой постановке Марка Захарова по гоголевской "Женитьбе", подумывал снять фильм про гиперболоид инженера Гарина.

Поэтому, несмотря на диагноз, весть о кончине Александра Абдулова стала для всех потрясением. "Вчера и позавчера я разговаривал с ним по телефону, - рассказал художественный руководитель Ленкома Марк Захаров. - Он пытался быть бодрым, он отчаянно боролся за свою жизнь... Я не ожидал, что будет такой трагический уход. Я сегодня пришел на репетицию, но первый раз в жизни я не смогу репетировать... Это, конечно, шоковый удар".

Несмотря на ранний уход из жизни, Александр Абдулов сумел многое сделать в театре и кино. Он родился 29 мая 1953 года, по одним данным, в Тобольске, по другим, в Фергане. Его отец - театральный режиссер, мать - гример. В первый раз Абдулов вышел на сцену в пятилетнем возрасте, сыграв в спектакле "Кремлевские куранты", поставленном его отцом в Ферганском драматическом театре.

После школы Абдулов попытался поступить в театральное училище имени Щепкина, но не прошел конкурс, зато через год был принят в ГИТИС, где стал учиться на курсе И.М.Раевского. В 1975 году по приглашению Марка Захарова он пришел на работу в Театр имени Ленинского Комсомола (Ленком), которому остался верен до конца жизни. Абдулов, как и Олег Янковский, Инна Чурикова, Николай Караченцов, Александр Збруев, стал актером, который создал "захаровский" Ленком.

Со смертью Абдулова из театра уходит частичка души. "Это огромная потеря не только для театра Ленком, но и для всего отечественного театрального и кинематографического сообщества... Не знаю, как театр переживет этот страшный удар судьбы", - заявил Марк Захаров.

В Ленкоме Абдулов сыграл такие ставшие знаменитыми в его исполнении роли, как лейтенант Плужников в спектакле по повести Бориса Васильева "В списках не значился", Хоакин в рок-опере "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" по произведению Пабло Неруды на музыку Алексея Рыбникова, Фернандо Лопес и Человек театра в рок-опере "Юнона и Авось" (либретто Андрея Вознесенского, музыка Рыбникова).

Сам Абдулов своей самой значительной ролью в театре называл роль Алексея Ивановича в спектакле "Варвар и еретик" по роману Федора Достоевского "Игрок". За нее актер был удостоен премии Фонда Станиславского и премии "Хрустальная Турандот", а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евгения Леонова.

Не менее успешно сложилась актерская карьера Абдулова в кинематографе. Он был широко известен и любим. Сам актер признавался, что на его счету более 120 работ в кино, а некоторые фильмы со своим участием он даже не успел просмотреть. При этом речь идет о лентах, которые составляют "золотой фонд" советского и российского кинематографа: "Обыкновенное чудо" (1978), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), "Дом, который построил Свифт" (1983), "Формула любви" (1984), "Убить дракона" (1988).

Абдулов сыграл не просто в качественных "событийных" картинах, но в любимых публикой фильмах. Не говоря уже о "Чародеях", которые стали своеобразной теле-сказкой, можно вспомнить "Ищите женщину", "Самая обаятельная и привлекательная", "Гардемарины, вперед!", "Гений" и военную драму "Сошедшие с небес".

Число ролей в театре и кино свидетельствует о разноплановости таланта Александра Абдулова. Нельзя сказать, что он был актером определенного амплуа. Напротив, как истинно большой артист, он переносил на сцену и экран отпечаток своей личности, и все эти разные, порой противоположные образы оказывались связанными воедино. Абдулов обладал даром общаться со зрителем напрямую, от себя, и поэтому фраза "там играет Абдулов" говорила о спектакле или фильме больше, чем синопсис или либретто.

Все, кто знал Александра Абдулова, отмечают его поразительную энергичность и увлеченность. Он успел попробовать себя как режиссер, сняв в 2000 году мюзикл "Бременские музыканты и Со". В 2001 году на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова картина получила приз "Золотая подкова" за режиссуру.

За свои работы в театре и кино Абдулов был неоднократно удостоен различных наград и званий. В 1986 году он стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1991 году - народным артистом России. В 1997 году ему был вручен орден Почета. В декабре 2007 года, когда актер уже был неизлечимо болен, президент России наградил его орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

В ноябре 2007 года в одном из интервью Александр Абдулов сказал: "Бог знает, какой длины будет жизнь, а вот какой ширины - зависит от человека". Свою он сумел прожить широко.

Обсудить  

Другие материалы рубрики

Ставок больше нет
Смерть ипотеки и другие последствия повышения ставки ЦБ для покупателей недвижимости
Гений места
20 самых популярных мест для чек-инов в Москве
Снимите это медленно
Как будут жить арендаторы квартир после «смерти» ипотеки
Я поведу тебя в музей
Финальная точка в запутанной истории дома Мельникова
Крайние меры
Инвестиционная покупка как повод для общения с коллекторами

Первая мировая

Елка, свечка, два шара...
Как в Первую мировую пленные немцы научили русских выдувать елочные игрушки, в которых отразилась история всей страны
Сто лет после войны
Радикальная демократизация истории: от генералов к рядовым
Ищу кузину
Как Великая война повлияла на мораль, нравственность и отношения между полами
«Шарнхорст» Океанский зигзаг адмирала Шпее
Новое лицо морской войны
Бой русского броненосца «Евстафий» с турецко-германским линейным крейсером «Гебен» «Евстафий» против «Гебена»
Десять минут, изменившие расстановку сил на Черном море в ноябре 1914 года