Новогодние праздники прошли для Неаполя и области Кампания, столицей которой он является, в клубах едкого дыма от горящих куч мусора. Местные жители, отчаявшись дождаться мусоросборщиков, стали сжигать отходы прямо на улицах, что до крайности обострило и так не слишком благоприятную экологическую ситуацию.
Хронический мусорный кризис, продолжающийся в регионе уже почти 15 лет, в последние две недели принял масштабы настоящей катастрофы. С 21 декабря с улиц Неаполя, Казерты, Салерно и других городов этой южноитальянской области прекратился вывоз мусора. Причина оказалась банальной: все имеющиеся свалки были наполнены под завязку. Ситуацию усугубила начавшаяся забастовка одной из немногочисленных фабрик по переработке мусора.
Власти попытались в срочном порядке открыть законсервированные ранее свалки, но столкнулись с ожесточенным сопротивлением местных жителей. Мусорные кучи на улицах росли с каждым часом, чему способствовало празднование католического Рождества и Нового года. Попытки вывезти отходы на закрытые свалки были блокированы населением.
Противостояние к концу второй недели мусорного кризиса переросло в столкновения с полицией. От связанных с мафией хулиганов пострадали даже журналисты. Операторам трех телекомпаний, в том числе государственного телевидения RAI, разбили камеры и отобрали у них видеозаписи, чтобы полиция не смогла разглядеть лица зачинщиков беспорядков.
Когда количество мусора на улицах превысило сто тысяч тонн, в ситуацию были вынуждены вмешаться центральные власти. Премьер-министр Италии Романо Проди 8 января провел чрезвычайное заседание правительства. Поле трех часов обсуждения был выработан комплекс неотложных мер по нормализации обстановки. Руководить процессом в ранге чрезвычайного комиссара был поручено бывшему начальнику национальной полиции Джанни де Дженнаро (Gianni De Gennaro), которому отвели четыре месяца на избавление Кампании от мусора.
Но сначала нужно куда-то деть горы отходов, завалившие улицы городов. Центральные власти обратились к другим регионам Италии с просьбой принять у себя излишки неаполитанского мусора. Но пока на призыв откликнулась только небольшая альпийская область Валле-д'Аоста, известная популярными горнолыжными курортами.
К вывозу мусора из Кампании привлечены регулярные армейские части. Правительство также приняло решение о строительстве не менее трех экологически чистых заводов по переработке отходов. Однако это все является лишь временными мерами, и власти пообещало разработать программу по созданию современной инфраструктуры утилизации в общенациональных масштабах.
Мусорный кризис в Кампании привлек внимание экологической комиссии Евросоюза, которая давно уже обращала внимание на то, что процесс переработки отходов в этой итальянской области не отвечает нормам ЕС. Еврокомиссия предоставила свои рекомендации, потребовав урегулировать кризис уже в январе. В противном случае против Италии могут быть введены санкции.
Итальянский министр по вопросам охраны окружающей среды Антонио Пекораро Сканио (Antonio Pecoraro Scanio) отметил, что положить конец кризису можно только введением современной системы мусоропереработки и строительством новых экологически безопасных фабрик по сжиганию мусора. Но сначала, отметил министр, нужно изгнать из мусорного бизнеса неаполитанскую мафию "каморру".
Организованная преступность в Кампании полностью контролирует утилизацию бытовых и промышленных отходов. Более того, мафия, по свидетельству экологов, нелегально ввозит для захоронения токсичные отходы с промышленно развитого севера страны.
За последние 15 лет на борьбу с мусором в Кампании было выделено около двух миллиардов евро, но существенных изменений это не принесло. Экологическая ситуация с каждым годом продолжает ухудшаться, а уровень раковых заболеваний в Неаполе и окрестностях значительно превышает средние показатели по Италии.
По мнению экологов, именно мафия препятствует модернизации отрасли по утилизации мусора, предпочитая контролировать привычные свалки, куда сбрасываются не только бытовые отходы, но и промышленные, причем без предварительной обработки. По некоторым оценкам, контроль над переработкой мусора приносят мафии доходы даже большие, чем торговля наркотиками. По признанию одного из членов "каморры", "для нас мусор - это золото".
Хотя Проди и приказал муниципалитетам в течение 60 дней привести в порядок экологические нормативы, проблема заключается не только в неэффективной местной бюрократии, но и в активном противодействии оргпреступности, которая не намерена лишаться крупного источника доходов. Так что борьба правительства с мусором на самом деле является продолжением войны с мафией, которая ведется в Италии с переменным успехом уже много лет.
А пока улицы Неаполя воняют как знаменитая "клоака" времен заката Римской империи. Родители боятся отпускать детей в школу, а единственной надежной защитой остается респираторная маска. Иначе дышать просто невозможно.