В американском штате Нью-Гемпшир 8 января состоялись праймериз – первичные выборы, победителями которых стали республиканец Джон Маккейн и демократ Хиллари Клинтон. Ранее, 3 января, в другом ключевом штате, Айова, победу одержали Майк Хаккаби и Барак Обама.
Начальному этапу американских первичных выборов их участники и наблюдатели традиционно придают очень большое значение. В этот период избирается сравнительно небольшая часть делегатов, которым предстоит голосовать за кандидатов в президенты на национальных партийных конвенциях, но значимость первых туров праймериз в другом: кандидат, успешно выступивший в начале года, привлекает к себе внимание прессы и благосклонность избирателей. Нередко претенденты на выдвижение, потерпевшие неудачи в начале праймериз, выбывают из гонки, а те, кто преуспевает, напротив, могут рассчитывать на дальнейший прогресс – даже если прежде они в фаворитах не числились.
Победа "новых людей" в Айове
В Айове выборы проходили в формате кокусов, то есть голосований выборных партийных представителей (первичные выборы в разных штатах организуются по-разному). У демократов победителем стал сенатор Барак Обама, набравший 37,6 процента голосов. Его главная соперница Хиллари Клинтон оказалась на третьем месте: с незначительным отрывом ее смог обойти бывший сенатор Джон Эдвардс, занявший второе место (29,7 процента голосов у Эдвардса и 29,5 у Клинтон). У республиканцев решительную победу одержал бывший губернатор Арканзаса Майк Хаккаби, он получил 39,8 процента голосов. Второе место досталось Митту Ромни (29,4 процента), на третьем – Фред Томпсон (15,5 процента), за ним, с небольшим отставанием, Джон Маккейн (15,2 процента).
Голосование в Айове принесло победу "альтернативным" кандидатам обеих партий, менее опытным, чем их главные соперники. Хаккаби, стремительно поднявшийся из числа аутсайдеров к вершинам республиканских рейтингов, нуждался в этой победе, чтобы подтвердить серьезность своих претензий. Для Обамы же Айова была пространством последней надежды: в общенациональном масштабе он по популярности уступал Клинтон более чем в два раза (около 20 и 50 процентов поддержки соответственно), и лишь успех в первом голосовании мог дать ему реальный шанс в противостоянии с соперницей. Преуспев в Айове, Хаккаби и Обама серьезно укрепили свои позиции, и теперь абсолютного фаворита не было ни у одной из партий.
Праймериз в Нью-Гемпшире: реванш Клинтон, возвращение Маккейна
Голосование в Нью-Гемпшире было прямым: это и есть собственно праймериз, в отличие от кокуса, и в таком смысле это первые праймериз в стране. На момент написания статьи были обработаны 96 процентов бюллетеней, но результаты уже очевидны. Вопреки триумфаторскому настроению сторонников Обамы, которые не сомневались в новой победе своего кандидата, первое место среди демократов в Нью-Гемпшире заняла Клинтон. Она набрала 39,2 процента голосов. Обама – на втором месте с 36,4 процента, замыкает тройку Эдвардс, который получил 16,9 процента. Победив в Нью-Гемпшире, Клинтон недвусмысленно дала понять лагерю главного соперника – борьба продолжается и легкой для Обамы не будет.
Для Маккейна победа в Нью-Гемпшире стала возвращением из небытия. В начале прошлого года он вступал в республиканскую гонку как один из двух главных фаворитов (наряду с Рудольфом Джулиани), но к июлю кампания сенатора задохнулась. Недостаток собранных средств тогда вынудил его провести тотальную реорганизацию избирательного штаба, а в рейтингах кандидатов-республиканцев ему пришлось довольствоваться местами за пределами первой тройки. Лишь в январе Маккейн вырвался на первое место в нью-гемпширских опросах, потеснив Ромни. На праймериз он получил 37,2 процента голосов. На втором месте Ромни (31,6 процента), на третьем – Хаккаби (11,2 процента), на четвертом – Джулиани (8,6 процента).
Что будет дальше
Все по сюжетам:Борьба за Белый дом: республиканцы Борьба за Белый дом: демократы
Расстановка сил в республиканском лагере после Нью-Гемпшира стала еще более неоднозначной, чем прежде. Если в конце года приходилось говорить о Джулиани как лидере и Хаккаби как его новоявленном конкуренте, то теперь объявился третий сильный кандидат – "вернувшийся" Маккейн. Судьба Ромни, который на протяжении года пробивался в тройку лидеров благодаря обширным денежным ресурсам и умелому управлению кампанией, неясна. Основные надежды он возлагал именно на Айову и Нью-Гемпшир, именно там он особо интенсивно вел агитацию и долго удерживал лидерство. После первого удара, нанесенного Хаккаби в Айове, у Ромни еще был шанс поправить дела в Нью-Гемпшире, но не удалось. В промежутке, 5 января, Ромни выиграл голосование в Вайоминге, где серьезного соперничества между кандидатами не было, – но это лишь "утешительный приз". Почву из под ног политика-мормона Хаккаби с Маккейном выбили, и не исключено, что окончательно.
У Демократической партии, в отличие от республиканцев, первая тройка кандидатов была неизменной весь прошлый год: Клинтон, Обама, Эдвардс. В свете последних событий ясно, что борьба между первыми двумя предстоит ожесточенная, а третий наверняка так и останется третьим.
Первый этап первичных выборов, так называемые "ранние праймериз", должен завершиться к концу января у демократов и 1 февраля у республиканцев. Обеим партиям предстоит определиться с предпочтениями в Мичигане, Неваде, Южной Каролине и Флориде, а республиканцам еще и в Луизиане, на Гавайях и в Мэне. Второй этап гонки приходится на один единственный день – 5 февраля. Это так называемый "супервторник", в который республиканские выборы состоятся в двадцати одном штате, а демократические – в двадцати четырех.
Никогда прежде в истории США первичные выборы не проходили одновременно в таком количестве штатов, и итоги "супервторника" могут стать решающими для всей гонки. Хотя голосования в оставшихся штатах будут длиться вплоть до июня, после 5 февраля имена победителей могут фактически определиться. Неслучайно основные силы на кампанию в штатах "супервторника" бросил "мэр Америки" Джулиани, весьма скромно выступивший в Айове (шестое место) и Нью-Гемпшире. Советники Клинтон, которая накануне убедительно показала свою силу, сейчас тоже подумывают о том, чтобы аккуратно "сдать" конкурентам остающиеся ранние праймериз, вплотную занявшись подготовкой к февралю.