Стив Хирш (Steve Hirsch), владелец Vivid Entertainment, крупнейшей в мире студии, занимающейся выпуском фильмов для взрослых, объявил войну коллегам, показывающим порно на видеопорталах. Еще в декабре 2007 года Vivid подала в суд на сайт PornoTube, который специализируется на показе порнороликов. По мнению истца, интернетчики последовательно лишают порнобизнес доходов, не проверяя загружаемые файлы на возможное нарушение авторских прав.
Хирш сделал программное заявление на крупнейшей выставке кинопродукции для взрослых, проходящей в Лас-Вегасе. По его словам, речь идет о "безудержном пиратстве" и "тоннах бесплатного контента".
На всякий случай Vivid предъявила PornoTube еще более серьезные обвинения, предположив, что администрация не проверяет возраст участников видеоклипов. Если это так, то видеопорталу придется нелегко - такие действия могут привести к нарушению закона о детской порнографии.
В исковом заявлении говорится, что PornoTube "умышленно создал библиотеку пиратских копий произведений" и "заработал в процессе своей деятельности большие средства". В правилах пользования самим PornoTube отмечается, что произведения, которые правообладатели считают опубликованными незаконно, могут быть сняты по заявлению. Неизвестно, насколько это помогает правообладателям, но точно не защищает от исков.
Vivid также подала в суд на материнскую компанию PornoTube, Data Conversions, которой принадлежит гигант Adult Entertainment Broadcast Network (AEBN). Последний занимается тем, что гонит трафик с PornoTube на секс-сервисы с поминутной оплатой.
Если хотя бы некоторые из выложенных на PornoTube десятков тысяч видеоматериалов принадлежат Vivid, то досада Хирша понятна. AEBN зарабатывает в год около 100 миллионов долларов. Примерно столько же выручила за год Vivid.
Секрет успеха
Еще в 1970 году объем рынка порнографии в США оценивался всего в 10 миллионов долларов. К 1998 году только на сектор интернет-порнографии, по некоторым данным, пришлось около миллиарда долларов. В 2001 году объем рынка порнографии в США оценивали в 2,6-3,9 миллиарда долларов. С учетом "теневой" части отрасли эта цифра может достигать 8-10 миллиардов.
В 2007 году, по данным PC Magazine, объем порнорынка США составлял 12 миллиардов долларов. Для сравнения, обычные американские киношники заработали за 2006 год всего 9 миллиардов долларов.
Золотой век американских компаний, занимающихся выпуском порнографической и эротической продукции, наступил в восьмидесятых годах прошлого века благодаря видеокассетам. Историки спорят, был ли голос режиссеров фильмов для взрослых решающим в борьбе кассет стандартов VHS и Betamax, но одно можно сказать точно - видеокассеты и последующие технологические прорывы сделали этот жанр заметным.
В дальнейшем технологическое развитие довольно сильно зависело от порностудий. Так, через несколько лет распространители картинок для взрослых популяризовали форматы изображений JPEG и GIF, которые позволяли обмениваться изображениями даже на медленных каналах.
DVD стал качественным заменителем видеокассет, а различные алгоритмы видеосжатия позволили распространять видеоролики по интернету. DVD остаются самым традиционным и понятным способом для продажи продукции студий. Когда в начале 2007 года пришло время поддержать новый формат, порноиндустрия выбрала диски HD DVD, позволяющие записывать еще более качественное видео. К 2008 году производители фильмов для взрослых, правда, начали колебаться, так как обычные студии поддержали формат Blu-ray.
Новое мышление
Несмотря на любовь продюсеров порнофильмов к высоким технологиям, их бизнес-модели сравнительно консервативны. Они довольно неохотно создают промо-ролики и трейлеры своих шедевров. По мнению Хирша, двух-трех минут некоторым достаточно, чтобы получить удовольствие и не покупать фильм.
Поэтому когда в отрасли появились сайты, работающие по примеру портала YouTube, традиционалисты восприняли идею продвижения фильмов короткими клипами в штыки.
PornoTube - далеко не единственный подобный видео портал. На этом рынке успешно работают XTube, RedTube. Основатели XTube, где размещено около 200 тысяч бесплатных роликов, заявляют, что не занимаются пиратством, а просто предоставляют сервис, который, как некоторые думают, могут использовать для пиратства.
Эту риторику серьезный порнобизнес не понимает. Еще летом 2006 года компания Titan Media, специализирующаяся на "голубой" порнографии, заставила медиасеть Veoh запретить загрузку фильмов для взрослых.
Не до шуток и Vivid. Она выпускает около 60 фильмов в год, и они в целом менее "острые", чем у конкурентов. В 2006 году 80 процентов стомиллионной выручки студии пришлось на продажи DVD, что и не удивительно. Теперь эта доля упала до 30 процентов, в чем компания винит файлообменные сети и видеопорталы. Сами продажи DVD, утверждает Хирш, с 2004 года упали на 50 процентов.
Надо думать, что рекламная интернет-модель была бы не по нраву Vivid даже в том случае, если бы видеопорталы не нарушали ничьих прав. Как правильно заметил сам Хирш, порнофильмы снимаются не для забавы, а кое-кто выкладывает их бесплатно.
Прямо и не знаешь, хорошо это или плохо.