Большая модернизация

ВВС России готовятся к государственным испытаниям истребителя СУ-35БМ

Су-35БМ. Фото с сайта aviapedia.com

В 2008 году ожидается "второе пришествие" истребителя СУ-35, задуманного в качестве замены истребителю СУ-27 еще в конце 80-х годов, но не продвинувшегося тогда дальше нескольких опытных образцов. Новая машина, работы над которой начались в конце 1990-х годов, получила дополнительный индекс БМ - "Большая модернизация".

Су-35. Несостоявшееся улучшение

.

Работы по модернизации Су-27 начались в середине 80-х годов, фактически сразу после начала их серийного производства. Улучшенная машина должна была отличаться от оригинала цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), более мощной РЛС и набором вооружения, включающим управляемое оружие "воздух-поверхность" (базовые Су-27 несли исключительно ракеты "воздух-воздух", а наносить удары по земле могли только неуправляемыми боеприпасами). Ракеты "воздух-воздух" Р-27 также планировалось заменить на перспективные РВВ-АЕ.

Пилотскую кабину Су-27М (такой индекс сначала получил обновленный истребитель) предполагалось оснастить многофункциональными дисплеями. Менялся и внешний облик истребителя - Су-27М получил переднее горизонтальное оперение. Радиус действия Су-27М должен был возрасти за счет использования системы дозаправки в воздухе (отсутствовавшей на базовой машине) и подвесных топливных баков.

Испытания Су-27СМ начались в 1988 году. В апреле 1992 года в воздух поднялся первый серийный образец истребителя, получивший индекс Су-35, однако крупносерийное производство так и не было развернуто. В общей сложности в 1992-95 годах ВВС России получили 12 самолетов этого типа, использовавшихся для различных испытаний и демонстрационных полетов.

Впоследствии на базе Су-35 был разработан самолет Су-37 (не путать с экспериментальной машиной С.37/Су-47!). От оригинала Су-37 отличался главным образом использованием двигателей с управляемым вектором тяги. Машина, известная также как "борт 711", произвела фурор благодаря своей выдающейся маневренности, но осталась в единственном экземпляре.

Су-27. Фото с сайта forcollector.com
Су-27. Фото с сайта forcollector.com

Су-35БМ. Реинкарнация

"Второе пришествие" Су-35 началось в конце 90-х годов, когда вопрос об обновлении парка ВВС России был поставлен вновь. За новой машиной было решено сохранить индекс Су-35, а для отличия от первого "тридцать пятого" к индексу иногда прибавляют аббревиатуру БМ ("Большая Модернизация"). В отличие от первого Су-35, новая машина по облику практически неразличима с Су-27 - переднее горизонтальное оперение отсутствует.

По концепции - глубоко модернизированный самолет на основе прежней конструкции - Cу-35БМ является близнецом американского истребителя Super Hornet, однако превосходные аэродинамические характеристики планера Су-27 позволили сохранить облик машины, в отличие от F/A-18E/F, которые по сравнению с оригиналами - F/A-18C/D - были очень сильно переработаны.

Кроме того, новый самолет с самого начала создавался с "экспортным" прицелом - Су-35БМ должен был стать альтернативой Су-30, заменив его за счет лучших летных характеристик и бортового оборудования, позволяющего отказаться от второго члена экипажа. Известно, что на проектирование самолета тратилась часть средств, полученных от экспорта машин ОКБ Сухого зарубежным покупателям.

Новая машина имеет усиленную конструкцию планера, однако за счет облегченного бортового радиооборудования масса сухого самолета практически не отличается от Су-27 - 16,5 тонны. Усиление планера, в свою очередь, позволило увеличить максимальный взлетный вес машины до 38,8 тонны. Увеличение взлетной массы позволило значительно повысить запас топлива - во внутренних баках Су-35БМ несет 11,5 тонны против 9,4 на Су-27. Кроме того, Су-35 может использовать подвесные топливные баки, с использованием которых запас горючего возрастает до 14,5 тонны. Так же как и первый Су-35, Су-35БМ оснащен системой дозаправки в воздухе.

Первый Су-35. Фото с сайта airwar.ru
Первый Су-35. Фото с сайта airwar.ru

Главным отличием Су-35 от предшественников является использование новых двигателей - разработанные НПО "Сатурн" двигатели 117С представляют собой глубокую модернизацию оригинальных АЛ-31Ф, отличаясь от них повышенной тягой, большим ресурсом и экономичностью. Кроме того, новые двигатели имеют управляемый вектор тяги, что обеспечивает Су-35 более высокую маневренность по сравнению с прародителем.

Новый Су-35 получил, наконец, радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой "Ирбис", значительно повысившую боевые возможности самолета. Система управления огнем позволяет Су-35 сопровождать до 30 воздушных целей и одновременно обстреливать восемь из них. Дальность обнаружения воздушных целей достигает 400 километров. "Невидимок", построенных с использованием технологий "стелс", новый радар способен обнаруживать на расстоянии до 90 километров.

Боевая нагрузка Су-35БМ осталась такой же, как на Су-27 - 8 тонн. Количество узлов подвески возросло с 10 до 12. Система управления вооружением позволяет самолету применять практически все современные управляемые и неуправляемые авиационные боеприпасы российского производства, за исключением тяжелых бомб и ракет, разработанных для использования бомбардировщиками стратегической авиации.

Первый летный экземпляр Су-35БМ (с двигателями АЛ-31ФУ) был продемонстрирован в 2007 году. В 2008 году должен подняться в воздух Су-35 с двигателями 117С, что позволит начать государственные испытания машины. Принятая в 2006 году государственная программа вооружений на 2006-15 годы предусматривает серийное производство Су-35 для ВВС России.

Кроме того, усовершенствования, вошедшие в конструкцию Су-35, будут использоваться и для модернизации имеющихся самолетов Су-27 по стандарту СМ2. Как и серийное производство Су-35, модернизация Су-27 по этому стандарту начнется после завершения испытаний нового самолета - в 2009-10 годах. В настоящее время, как известно, Су-27 совершенствуются по проекту Су-27СМ.

Истребитель Су-27 (в скобках отличающиеся данные Су-35БМ)

Двигатели Су-35. Фото НПО
Двигатели Су-35. Фото НПО "Сатурн"

  • размах крыла - 14,7 метра
  • длина - 21,9 метра
  • высота - 5,9 метра
  • площадь крыла - 62,00 м2
  • вес пустого самолета - 16,3 (16,5) тонны
  • нормальный взлетный вес - 22,5 (25,5) тонны
  • максимальный взлетный вес - 30 (38,8) тонн
  • силовая установка - 2 ТРД АЛ-31Ф с тягой номинальной/форсажной 7,5/12,5 тонны (2 ТРД 117С, с форсажной тягой 14,5 тонны и управляемым вектором тяги)
  • максимальная скорость на высоте - 2500 (2600) км/ч
  • крейсерская скорость - около 1000 км/ч
  • радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета - от 800 до 1600 (до 2000) километров
  • практический потолок - 18.500 метров
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g
  • экипаж - 1 человек
  • вооружение - встроенное: 1 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Подвесное: до 8 тонн вооружения на 10 узлах внешней подвески (до 8 тонн на 12 узлах подвески).

  • Обсудить  
    07:58 4 мая 2015

    Кино микромира

    Лучшие видеоролики, снятые микроскопом, — победители конкурса Nikon Small World In Motion
    14:43 1 мая 2015

    HoloLens наяву

    «Лента.ру» в числе первых ознакомилась с прототипом очков дополненной реальности Microsoft HoloLens
    Кино микромира
    Лучшие видеоролики, снятые микроскопом, — победители конкурса Nikon Small World In Motion
    HoloLens наяву
    «Лента.ру» в числе первых ознакомилась с прототипом очков дополненной реальности Microsoft HoloLens
    Роботы всякие нужны
    Какие профессии человек доверит машинам в ближайшем будущем?
    На выставке «Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее» Концептуализм с человеческим лицом
    Почему в Перми читают и почитают Пригова
    Крутые факты о жуках, курах, травах и домах
    Читаем в мае с Натальей Кочетковой и детьми
    «Те дроиды, которых вы ищете»
    Коляски для младенцев, разносчики свадебных колец и другие роли самодельных R2D2
    Майя Плисецкая и Виктор Барыкин, 1985 год Чайка Большого балета
    Ушла из жизни легенда русской сцены
    Майя Плисецкая Ave Майя
    В пластике Плисецкой танцевальное искусство достигло вершин гармонии
    OMG, GT!
    Зачем «Мотор» прилетел в Сочи на AMG Performance Tour
    В погоне за «Теслой»
    Как BMW собирается навалять самому популярному производителю электрокаров
    В коммуне остановка
    Как поставить на место водителя «горячего» хэтча с помощью хэтча похолоднее
    Безнадежный секонд-хэнд
    Вторичное жилье оставили без шансов на продажу
    Заберите ее обратно!
    Квартиры-бумеранги: как и в чьих интересах работают программы обратного выкупа новостроек
    Открытое море
    Что происходит на рынке недвижимости Сочи в ожидании летнего сезона
    Нет, не индусы мы
    Почему в России не будет жилья, построенного из контейнеров
    Я приду сюда в субботу
    Самые необычные номинанты премии Best Office Awards 2015
    Всех снесут, а я останусь
    Маленькие дома, которые выстояли против больших микрорайонов
    Хмельное довольствие войны
    Часы продажи алкоголя, танки на кальвадосе и сухое шампанское как вкус победы — этим мы тоже обязаны Первой мировой
    Царь-танк Плоды сумрачных гениев
    Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
    Химия и смерть
    22 апреля исполнилось 100 лет со дня газовой атаки под Ипром
    Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
    Первые заградотряды Первой мировой войны
    Фон Гинденбург наблюдает за колонной военнопленных армии Самсонова. Мазурские озера, август 1914 года Записки полкового врача. Окончание
    Армия Самсонова, немецкий плен, у белых, у красных, мирная жизнь…
    Вернуть потерянное лицо
    Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
    Русские военные медики в немецком плену (1914-1918). Криворотов К.В. — в центре, спиной к березе. Записки полкового врача
    Материалы переданы для публикации правнучкой участника Русско-Японской и Первой мировой войн
    Андрей Вознесенский В нем слово «любовь» останется ключевым
    Книга Игоря Вирабова «Андрей Вознесенский»
    598796 01.01.1979 Лидеры стран антигитлеровской коалиции справа налево: Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль. Кадр из документально-публицистической эпопеи "Великая Отечественная война". 1979 год. Руководитель и автор проекта Роман Лазаревич Кармен. РИА Новости/РИА Новости «Рейтинг Сталина был гораздо ниже рейтинга Путина»
    Историки о причинах холодной войны и о том, какой приз взял ее победитель
    1885 --- Original caption: Indian showing a string of wampum to his friends. Lithograph. Undated. --- Image by © Corbis От вампума до «итакского часа»
    История и настоящее частных денег
    Станислав Лем Борьба Демона Случайности с Демоном Причинности
    Биография фантаста Станислава Лема, написанная Геннадием Прашкевичем и Владимиром Борисовым
    От булавки до PIN-кода
    Книга Ха-Джунг Чанг «Как устроена экономика»
    Опасность богатства
    Еще раз о психологии культуры потребления
    773166 07.11.1990 Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев (третий справа), Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин (второй справа) и другие руководители страны, РСФСР, КПСС, Москвы возглавляют колонну демонстрантов. Последняя ноябрьская демонстрация на Красной площади в честь 73-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Алексей Бойцов/РИА Новости «Горбачев сквозь пальцы смотрел на все шаги Ельцина»
    Бывший член ЦК Алексей Пригарин о разрушившей СССР перестройке