Большая модернизация

ВВС России готовятся к государственным испытаниям истребителя СУ-35БМ

Су-35БМ. Фото с сайта aviapedia.com

В 2008 году ожидается "второе пришествие" истребителя СУ-35, задуманного в качестве замены истребителю СУ-27 еще в конце 80-х годов, но не продвинувшегося тогда дальше нескольких опытных образцов. Новая машина, работы над которой начались в конце 1990-х годов, получила дополнительный индекс БМ - "Большая модернизация".

Су-35. Несостоявшееся улучшение

.

Работы по модернизации Су-27 начались в середине 80-х годов, фактически сразу после начала их серийного производства. Улучшенная машина должна была отличаться от оригинала цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), более мощной РЛС и набором вооружения, включающим управляемое оружие "воздух-поверхность" (базовые Су-27 несли исключительно ракеты "воздух-воздух", а наносить удары по земле могли только неуправляемыми боеприпасами). Ракеты "воздух-воздух" Р-27 также планировалось заменить на перспективные РВВ-АЕ.

Пилотскую кабину Су-27М (такой индекс сначала получил обновленный истребитель) предполагалось оснастить многофункциональными дисплеями. Менялся и внешний облик истребителя - Су-27М получил переднее горизонтальное оперение. Радиус действия Су-27М должен был возрасти за счет использования системы дозаправки в воздухе (отсутствовавшей на базовой машине) и подвесных топливных баков.

Испытания Су-27СМ начались в 1988 году. В апреле 1992 года в воздух поднялся первый серийный образец истребителя, получивший индекс Су-35, однако крупносерийное производство так и не было развернуто. В общей сложности в 1992-95 годах ВВС России получили 12 самолетов этого типа, использовавшихся для различных испытаний и демонстрационных полетов.

Впоследствии на базе Су-35 был разработан самолет Су-37 (не путать с экспериментальной машиной С.37/Су-47!). От оригинала Су-37 отличался главным образом использованием двигателей с управляемым вектором тяги. Машина, известная также как "борт 711", произвела фурор благодаря своей выдающейся маневренности, но осталась в единственном экземпляре.

Су-27. Фото с сайта forcollector.com
Су-27. Фото с сайта forcollector.com

Су-35БМ. Реинкарнация

"Второе пришествие" Су-35 началось в конце 90-х годов, когда вопрос об обновлении парка ВВС России был поставлен вновь. За новой машиной было решено сохранить индекс Су-35, а для отличия от первого "тридцать пятого" к индексу иногда прибавляют аббревиатуру БМ ("Большая Модернизация"). В отличие от первого Су-35, новая машина по облику практически неразличима с Су-27 - переднее горизонтальное оперение отсутствует.

По концепции - глубоко модернизированный самолет на основе прежней конструкции - Cу-35БМ является близнецом американского истребителя Super Hornet, однако превосходные аэродинамические характеристики планера Су-27 позволили сохранить облик машины, в отличие от F/A-18E/F, которые по сравнению с оригиналами - F/A-18C/D - были очень сильно переработаны.

Кроме того, новый самолет с самого начала создавался с "экспортным" прицелом - Су-35БМ должен был стать альтернативой Су-30, заменив его за счет лучших летных характеристик и бортового оборудования, позволяющего отказаться от второго члена экипажа. Известно, что на проектирование самолета тратилась часть средств, полученных от экспорта машин ОКБ Сухого зарубежным покупателям.

Новая машина имеет усиленную конструкцию планера, однако за счет облегченного бортового радиооборудования масса сухого самолета практически не отличается от Су-27 - 16,5 тонны. Усиление планера, в свою очередь, позволило увеличить максимальный взлетный вес машины до 38,8 тонны. Увеличение взлетной массы позволило значительно повысить запас топлива - во внутренних баках Су-35БМ несет 11,5 тонны против 9,4 на Су-27. Кроме того, Су-35 может использовать подвесные топливные баки, с использованием которых запас горючего возрастает до 14,5 тонны. Так же как и первый Су-35, Су-35БМ оснащен системой дозаправки в воздухе.

Первый Су-35. Фото с сайта airwar.ru
Первый Су-35. Фото с сайта airwar.ru

Главным отличием Су-35 от предшественников является использование новых двигателей - разработанные НПО "Сатурн" двигатели 117С представляют собой глубокую модернизацию оригинальных АЛ-31Ф, отличаясь от них повышенной тягой, большим ресурсом и экономичностью. Кроме того, новые двигатели имеют управляемый вектор тяги, что обеспечивает Су-35 более высокую маневренность по сравнению с прародителем.

Новый Су-35 получил, наконец, радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой "Ирбис", значительно повысившую боевые возможности самолета. Система управления огнем позволяет Су-35 сопровождать до 30 воздушных целей и одновременно обстреливать восемь из них. Дальность обнаружения воздушных целей достигает 400 километров. "Невидимок", построенных с использованием технологий "стелс", новый радар способен обнаруживать на расстоянии до 90 километров.

Боевая нагрузка Су-35БМ осталась такой же, как на Су-27 - 8 тонн. Количество узлов подвески возросло с 10 до 12. Система управления вооружением позволяет самолету применять практически все современные управляемые и неуправляемые авиационные боеприпасы российского производства, за исключением тяжелых бомб и ракет, разработанных для использования бомбардировщиками стратегической авиации.

Первый летный экземпляр Су-35БМ (с двигателями АЛ-31ФУ) был продемонстрирован в 2007 году. В 2008 году должен подняться в воздух Су-35 с двигателями 117С, что позволит начать государственные испытания машины. Принятая в 2006 году государственная программа вооружений на 2006-15 годы предусматривает серийное производство Су-35 для ВВС России.

Кроме того, усовершенствования, вошедшие в конструкцию Су-35, будут использоваться и для модернизации имеющихся самолетов Су-27 по стандарту СМ2. Как и серийное производство Су-35, модернизация Су-27 по этому стандарту начнется после завершения испытаний нового самолета - в 2009-10 годах. В настоящее время, как известно, Су-27 совершенствуются по проекту Су-27СМ.

Истребитель Су-27 (в скобках отличающиеся данные Су-35БМ)

Двигатели Су-35. Фото НПО
Двигатели Су-35. Фото НПО "Сатурн"

  • размах крыла - 14,7 метра
  • длина - 21,9 метра
  • высота - 5,9 метра
  • площадь крыла - 62,00 м2
  • вес пустого самолета - 16,3 (16,5) тонны
  • нормальный взлетный вес - 22,5 (25,5) тонны
  • максимальный взлетный вес - 30 (38,8) тонн
  • силовая установка - 2 ТРД АЛ-31Ф с тягой номинальной/форсажной 7,5/12,5 тонны (2 ТРД 117С, с форсажной тягой 14,5 тонны и управляемым вектором тяги)
  • максимальная скорость на высоте - 2500 (2600) км/ч
  • крейсерская скорость - около 1000 км/ч
  • радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета - от 800 до 1600 (до 2000) километров
  • практический потолок - 18.500 метров
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g
  • экипаж - 1 человек
  • вооружение - встроенное: 1 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Подвесное: до 8 тонн вооружения на 10 узлах внешней подвески (до 8 тонн на 12 узлах подвески).

  • подписаться Обсудить  
    16:41 25 мая 2015

    Шустрый малыш

    LG Spirit — смартфон средней ценовой категории, который стремится стать топовым
    10:33 20 мая 2015

    Российский графен

    Работа ученых из РАН попала на обложку топового журнала Английского королевского общества
    Баба ЕГЭ
    Как российские школьники борются со страхами перед экзаменами
    «Любая критика тут не выходит за пределы кухни»
    Монологи чеченцев о свободе слова в сети и не только
    Дороги раздора
    Гибель байкера в ДТП обернулась массовой акцией мотоциклистов
    «Нормально так посидели»
    Как российские школьники отпраздновали последний звонок
    ITAR-TASS: MOSCOW, RUSSIA. MAY 31, 2014. Night Wolves motorcycle club leader Alexander Zaldostanov, aka Khirurg [Surgeon], attends a liturgy at the Trinity Church on Vorobyovy gory [Sparrow hills] during the celebration of the Night Wolves motorcycle club 25th anniversary. (Photo ITAR-TASS/ Zurab Dzhavakhadze)

Россия. Москва. 31 мая. Лидер мотоклуба "Ночные волки" Александр "Хирург" Залдостанов во время службы в Храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в день празднования 25-го юбилея клуба. Фото ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе Хирург всея Руси
    Знаменитый байкер занялся духовными скрепами на Крымском полуострове
     Пеп Боу «Сорокалетние — это тоже дети»
    Каталонский иллюзионист и ученый Пеп Боу привез в Москву свое шоу мыльных пузырей
    Пять смертных грехов отпускника
    Специалист по трэвел-этикету объясняет туристам, что такое хорошо и что такое плохо
    Фрагмент картины Лукаса Кранаха Старшего« Адам и Ева», 1531 Прямо в яблочко
    О сидре, ревнивом и трепетном духе фруктовых садов
    Безвозмездно, то есть даром
    Как ошибка стратегов Mercedes позволила выиграть гонку Нико Росбергу
    Кровь, боль и пот
    «Мотор» на своей шкуре узнал, как работают механики гоночной команды
    Украшение строптивого
    Чехи создали лучший автомобиль в своей истории, и мы на нем поездили
    Ватикан своими руками
    Английский пенсионер превратил свой дом в копию Сикстинской капеллы
    Здравствуй, дерево
    Что, где, когда: гид по деревянной Москве
    Не все включено
    Россияне готовятся отдыхать за границей по новой схеме
    У собаки Бали
    Падение ставок аренды квартир в Москве усложнило жизнь дауншифтерам
    Все дороги ведут на Три вокзала
    Сколько стоит жилье в самом неоднозначном районе центра Москвы
    Хмельное довольствие войны
    Часы продажи алкоголя, танки на кальвадосе и сухое шампанское как вкус победы — этим мы тоже обязаны Первой мировой
    Царь-танк Плоды сумрачных гениев
    Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
    Химия и смерть
    22 апреля исполнилось 100 лет со дня газовой атаки под Ипром
    Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
    Первые заградотряды Первой мировой войны
    Фон Гинденбург наблюдает за колонной военнопленных армии Самсонова. Мазурские озера, август 1914 года Записки полкового врача. Окончание
    Армия Самсонова, немецкий плен, у белых, у красных, мирная жизнь…
    Вернуть потерянное лицо
    Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
    Русские военные медики в немецком плену (1914-1918). Криворотов К.В. — в центре, спиной к березе. Записки полкового врача
    Материалы переданы для публикации правнучкой участника Русско-японской и Первой мировой войн
    Борис Ельцин на митинге в Лужниках «Во время ГКЧП произошла революция в самом Ельцине»
    Диссидент Вячеслав Игрунов о роли неформалов в перестройке и о готовности команды Гайдара стрелять в народ
    Как Ким Ильсон стал Ким Чен Иром
    Андрей Ланьков о том, как правильно читать и произносить корейские имена и фамилии
    Немецкие солдаты покупают газету у русского мальчика, 1914-1918 годы «Распятый солдат» и «Младенец с отрезанными руками»
    Книга Виктора Барабаша, Геннадия Бордюгова и Елены Котеленец «Государственная пропаганда и информационные войны»
    Почему Россия не Бразилия
    Бразильский экономист Педро Росси и российский политолог Татьяна Ворожейкина о сходстве и различиях между нашими странами
    «Славянский дух подпитал Путина и нас»
    Делегаты XII Всеславянского собора обсудили, как победить однополый фашизм Запада и предложили запретить дарвинизм
    «Приезд Екатерины II в Казань», художник Ильяс Файзуллин. 2005 год «Невозможно дать общего воспитания многочисленному народу»
    Книга историка Клауса Шарфа «Екатерина II, Германия и немцы»
    «Лучше пусть прячутся по подвалам»
    Российские ученые о проблемах интеграции мигрантов в России, Европе и США