На заседании Госсовета 8 февраля Владимир Путин заявил о том, что из двух ставок налога на добавленную стоимость необходимо сделать одну и, кроме того, максимально ее снизить. Больше ничего конкретного про НДС президент не сказал, добавив работы главе экспертного управления Аркадию Дворковичу. Именно он рассказал журналистам о том, что налог будет снижен до 12-13 процентов.
Сроки принятия поправок в налоговое законодательство пока неизвестны. По данным газеты "Коммерсант", снижение налогового бремени на бизнес может состояться уже в 2009-2010 годах. Отвертеться от уменьшения НДС законодателям будет нелегко – президенту, который, скорее всего, останется во власти после выборов в марте 2008 года, просто так не откажешь.
Отважился встать поперек "генеральной линии" только вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. После заседания Госсовета он заявил, что снижение ставки НДС может затянуться до 2020 года. В течение последних лет он и бывший глава Минэкономразвития Герман Греф утверждали, что снижение НДС грозит России многочисленными финансовыми бедами. Среди них они называли повышение инфляции, чрезмерное укрепление рубля, повышение зависимости бюджета от нефтегазовых доходов и многое другое.
Налог на добавленную стоимость введен в России в 1992 году. Его максимальная ставка составляла 28 процентов, потом была снижена до 20 процентов, а в 2004 году сократилась до 18 процентов. Ряд товаров облагается 10-процентным налогом, в частности, основные продукты питания, детские товары и даже СМИ и книги, за исключением изданий "рекламного и эротического характера".
В 2006 и 2007 годах к их словам прислушивались. Например, в том, что снижать ставку пока не надо, министры экономического блока сумели убедить премьер-министра Михаила Фрадкова. Планы по уменьшению НДС были включены в среднесрочную программу социально-экономического развития России на 2006-2008 годы, потом передвинуты на 2009 год, а потом вообще исчезли из официальных документов – в том числе, из основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы.
Что же заставило президента (если отвлечься от предвыборной кампании, которой сейчас можно объяснить все начинания чиновников), вновь обратить внимание на НДС?
"Самый коррупционный налог"
Налогу на добавленную стоимость в Налоговом кодексе России посвящена глава, состоящая из 36 частей. Несмотря на это, НДС остается одним из самых непонятных, коррупционных и проблемных налогов как для бизнеса, так и для налоговых органов и чиновников.
Согласно российским законам от НДС освобождены организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в 2014 году в Сочи
Прежде всего, именно для укрытия части НДС создается большинство фирм-однодневок, с которыми безуспешно борются налоговые органы. Любое крупное дело, связанное с укрытием налогов, также связано с НДС. Создание специальных схем для ухода от этого налога инкриминируется главе "Арбат Престижа" Владимиру Некрасову и задержанному вместе с ним Семену Могилевичу. Из-за НДС разгорелся скандал и вокруг "Русснефти", глава и владелец которой Михаил Гуцериев вынужден был продать компанию, после чего был почти сразу объявлен в международный розыск. Неуплата НДС фигурировала и в "деле ЮКОСа".
Все эти, а также тысячи более мелких дел дали возможность главе Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову в октябре 2007 года назвать НДС "наиболее коррупционным налогом", который следует заменить. По его словам, НДС коррупционен не только в России, но и по своей сути, несмотря на то что введен в большинстве стран Европы. Одна из причин этого - в системе так называемого "входящего НДС", то есть такой системе, когда в бюджет поступает сумма, равная разнице между налогом, уплаченным поставщику сырья и налогом, полученным от покупателя конечного продукта.
Недовольны налогом и экспортеры. По их словам, из-за бюрократических проволочек иногда лучше просто не добиваться возмещения НДС, которое положено по закону при продаже товаров за рубеж.
В правительстве до заседания Госсовета, на котором решилась судьба НДС, обсуждались и более радикальные изменения в налогообложении. В частности, предлагалось совсем убрать "наиболее коррупционный налог" и заменить его налогом с продаж – его аналог сейчас существует в таких крупных странах, как США и Австралия.
Сколько стоит налог?
Из-за снижения налога в бюджете страны неизбежно возникнет дыра. Какой она будет, точно неизвестно, но речь идет о сотнях миллиардов рублей. По словам Аркадия Дворковича, уменьшение НДС до 10 процентов стало бы для бюджета слишком болезненным.
В 2007 году Олег Дерипаска, когда публично объявлял о необходимости снижения НДС до 13 процентов, рассчитывал, что бюджет недополучит около 400 миллиардов рублей. Эта сумма кажется вполне оправданной, учитывая, что в 2007 году бюджет получил 1,4247 триллиона рублей от НДС, а годом ранее – 951,4 миллиарда рублей. Однако газета "Ведомости" приводит и другие данные: по мнению "Центра развития", ущерб может составить около триллиона рублей.
Такой большой суммы не называют даже те, кто против снижения ставки НДС. Алексей Кудрин, например, когда обсуждал проект реформы с Михаилом Фрадковым, заявлял, что эта мера обойдется бюджету в 362 миллиарда рублей.
Так или иначе, средства на реформу, скорее всего, придется искать именно в нефтегазовой сфере, поскольку других источников у российского бюджета просто нет. Вариант с увеличением внешнего долга кажется в современных условиях невероятным – слишком уж старательно Россия в последние годы расплачивалась с кредиторами, чтобы брать кредит для снижения НДС.
Это означает только одно – в случае падения мировых цен на нефть реформа, скорее всего, затянется.