Между Германией и Лихтенштейном разгорелся дипломатический скандал, зародившийся на территории Германии. Причиной стала кампания по борьбе с неплательщиками налогов, развернутая немецкой прокуратурой. Изначально нацеленная на недобросовестных граждан Германии, кампания может ударить как по состоятельным немцам, укрывающим налоги от государства, так и повредить не только политическому имиджу страны, но и всей системе ее финансовых расследований.
Их служба и трудна…
В конце третьей недели февраля прокуратура Германии провела масштабную акцию с обысками в Бонне и Кельне. В ходе кампании под подозрение попал глава немецкого почтового оператора Deutsche Post Клаус Цумвинкель (Claus Zumwinkel), который, по данным следствия, укрыл в одном из банков Лихтенештейна более одного миллиона евро. Немецкая прокуратура, совместно с Федеральной службой разведки (BND), тогда пообещала, что кампания была лишь увертюрой к более масштабным действиям.Однако вскоре столь феноменальный успех немецких спецслужб, как будто заранее знавших, где искать и кто есть кто в системе уклонения от налогов, прояснился. Как оказалось, данные о злостных неплательщиках BND получила от одного из бывших сотрудников банка LGT в Лихтенштейне. За умеренную плату в размере 4,2 миллиона евро бывший работник LGT согласился передать немецкой стороне диск с секретными сведениями о зарубежных клиентах своего банка.
Интерес Германии к финансовым структурам Лихтенштейна вполне объясним. Германия при сборе налогов ежегодно недополучает около 30 миллиардов евро. При этом до 8 миллиардов евро, предположительно, оседает в банковских структурах маленького княжества. До недавнего времени Германия не имела возможности доказать состоятельность своих предположений.
Подоходный налог в Германии является основным источником государственных доходов. В отличие от России, в Германии этот налог прогрессивен. Его минимальная ставка составляет 19 процентов, а максимальная 53 процента. Максимальная ставка применяется к гражданам, чей доход превышает 90 тысяч долларов в месяц. Помимо этого, в Германии существуют налог с корпораций и налог на добавленную стоимость, которые составляют 30 и 15 процентов соответственно.
С приобретением диска в руках следствия оказался практически полный перечень всех договоров и переговоров сотрудников банка с клиентами и выписки с "черных счетов". На диске также были записаны копии фидуциарных договоров, то есть доверенностей на управление чужим имуществом по поручению доверителя.
Благодаря полученной информации немецкая прокуратура теперь располагает тысячей готовых ордеров на обыски и аресты, которые уже ведутся по всей территории Германии.
В стране все готово к проведению более массовой операции по поимке неплательщиков. Точной даты начала развернутых действий прокуратура не называет, однако предлагает использовать остающееся время для покаяния в налоговых грехах.
По сообщениям немецких СМИ, под подозрением оказался и брат Клауса Цумвинкеля Хартвиг. Его подозревают в уклонении от уплаты налогов даже в больших размерах, чем его брат.
…И опасна
Между тем, проводимая немецкими спецслужбами операция послужила поводом для межгосударственного дипломатического скандала. Крон-принц Лихтенштейна Алоис, временно исполняющий обязанности главы государства, 19 февраля 2008 года на специальной пресс-конференции в Вадуце заявил, что "против Лихтенштейна начата форменная атака", которую он считает кампанией по запугиванию княжества. Он также обвинил Германию в беззаконии и нарушении суверенитета своего маленького государства.Его Высочество Алоис также объявил о том, что подробно изучит вопрос о дальнейших правовых шагах против Германии. Он намерен в дальнейшем защитить своих граждан как от утечки конфиденциальной информации, так и от подобных методов ведения расследования.
Вице-премьер и глава Министерства юстиции Лихтенштейна Клаус Чучер (Klaus Tschuetscher) объявил о проведении прокуратурой княжества собственного расследования, поводом для которого стала кража диска с ценной информацией из банка и нарушение банковской тайны. Чучер также не исключил возможность обращения прокуратуры Лихтенштейна за правовой помощью к Германии, которая, как он надеется, раскроет сведения об информаторе. По некоторым данным этот человек, получив свои миллионы, благополучно перебрался в Австралию.
В самой Германии действия Федеральной службы разведки также вызвали волну негодования. Многие юристы выразили сомнения в том, что государство имеет право выкупать полученные незаконным путем данные и использовать их в суде. Более того, два берлинских адвоката 20 февраля подали в суд на правительство Германии и BND за незаконное и нецелесообразное использование денег налогоплательщиков.
От покупок к угрозам
Для того, чтобы потушить конфликт, вечером 20 февраля 2008 года в Берлине было проведено экстренное совещание между канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Лихтенштейна Отмаром Хаслером (Otmar Hassler). Эта встреча не принесла никакого успокоения и только усилила обоюдную неприязнь сторон. В ходе переговоров Ангела Меркель довела до сведения лихтенштейнского премьера все, что немецкое правительство думает о сложившейся ситуации. Таковых мыслей оказалось две.Во-первых, Меркель потребовала от Лихтенштейна большей прозрачности банковских структур. По законам княжества, банки не имеют права раскрывать никакую информацию о своих клиентах даже в интересах следствия. Германия потребовала от Лихтенштейна пересмотреть законодательство, внеся в него список документов, к которым спецслужбы все же смогут получать доступ.
В качестве примера канцлер Германии привела существующую договоренность между Лихтенштейном и США. Американские граждане могут беспрепятственно открывать счета в банках княжества, но при этом банки автоматически посылают "контрольные сообщения" правительству Соединенных Штатов.
Во-вторых, Меркель пригрозила, что если Лихтенштейн не проведет требуемую от него реформу банковской системы, то он может столкнуться с европейской изоляцией. Берлин, пообещала Меркель, введет против княжества такие санкции, которые полностью перекроют приток денег в страну. Отметим, что банковский сектор приносит казне Лихтенштейна треть доходов.
Позицию Германии активно поддержала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа (Angel Gurria) выступил с резкой критикой действий Лихтенштейна, назвав "скрупулезное сохранение тайны" пережитком старых времен. Его негодования также коснулись Монако и Андорры, являющихся, по мнению Гурриа, "последними оплотами налоговых уклонистов".
Организация экономического сотрудничества и развития была создана в 1948 году для координации экономических проектов реконструкции Европы, понесшей большие убытки в ходе Второй мировой войны. Руководителем организации является генеральный секретарь Анхель Гурриа. Сегодня ОЭСР ведет борьбу с 35 странами, включенными ею в список "налоговых раев".
Повозмущались, но прогнулись
Речи Ангелы Меркель вызвали резкое неприятие в Лихтенштейне. Так, вице-премьер Клаус Чучер заявил, что "эта тевтонская манера изъясняться не находит у нас положительного отклика", назвав придирки Германии попыткой отвлечь внимание немцев от внутренних проблем, в том числе и налоговых.Тем не менее, пока премьер-министр Хаслер общался с канцлером Меркель в Берлине, в столице Лихтенштейна Чучер обнародовал проект изменений, которые должна претерпеть законодательная система княжества, не менявшаяся с 1926 года. Он пообещал, что проект будет рассмотрен в марте.
Предполагается, что Лихтенштейн будет более тесно сотрудничать с Евросоюзом по всем банковским вопросам. Кроме того, будут пересмотрены и правила создания фондов на территории государства. Именно посредством фондов обеспечивался основной приток средств в банки Лихтенштейна.
Таким образом, маленькое княжество продемонстрировало готовность пойти на уступки.