Невыдуманная жизнь Ушла Софико Чиаурели

Одна из героинь Софико Чиаурели говорит в камеру: "Одинока я, никого у меня нет, и не было у меня никакой матери… Выдумала я все, вся я выдумала". У калбатоно Софико, к счастью, было все: потрясающие родители, великие коллеги, незабываемые роли, настоящая семья и несравненная публика.

Софико Чиаурели родилась в семье крупнейшей актрисы Верико Анджапаридзе и театрального режиссера, художника и кинематографиста Михаила Чиаурели, основателя Грузинского театра музыкальной комедии имени Васо Абашидзе. Верико Ивлиановна была ярчайшей звездой нового грузинского театра, созданного в 1920-х феноменальным реформатором Котэ Марджанишвили. Родители Софико Чиаурели органично олицетворяли собой преемственность XIX и XX веков, и, пожалуй, неслучайно одной из самых поздних ролей Верико в театре была фру Альвинг в "Привидениях" Ибсена, а одним из последних ее появление в кино - это та самая старуха, которая в "Покаянии" Тенгиза Абуладзе говорит бессмертную фразу: "Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?"

После школы Софико Чиаурели отправилась во ВГИК, где училась на одном курсе с Леонидом Куравлевым. Впоследствии она всегда говорила, что Москва осталась ее второй родиной, хотя как актрисе ей почти не довелось играть на столичных сценах или сниматься в большом кино. Впрочем, ее талант никак не мог уместиться в географических границах родной республики: она трижды становилась лауреатом всесоюзных кинофестивалей, почти одновременно оказалась народной артисткой Грузии и Армении и вскоре получила Государственную премию СССР. Ее, чуть ли не единственную советскую актрису, чествовали на международных фестивалях и в Сан-Себастьяне, и в Локарно, и в Праге.

Чиаурели дебютировала в кино у Резо Чхеидзе в картине "Наш двор", по счастливому стечению обстоятельств показанной на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Фильм сразу получил признание и стал вехой в истории грузинского кинематографа, явления и без того особенного и из ряда вон выходящего.

За лентой Чхеидзе последовали картины отца Софико - "Генерал и маргаритки" и "Иные нынче времена", "Хевсурская баллада" Шоты Манагадзе. В 1969-м Софико сыграла сразу в двух картинах, одной из которых были суждены печальная судьба и культовый статус - это "Цвет граната" ("Саят Нова") Сергея Параджанова, второй повезло больше, и она превратилась в один из самых любимых фильмов в СССР - "Не горюй" Георгия Данелии, двоюродного брата актрисы. Про блеск и обаяние "Не горюй" с его умопомрачительным актерским ансамблем (Вахтанг Кикабидзе, Серго Закриадзе, Анастасия Вертинская, Фрунзик Мкртчян, Евгений Леорнов, сама Верико Анджапаридзе) написано море текстов, про "Цвет граната" - еще больше, но все же вспомним, что Параджанов доверил Софико Чиаурели шесть ролей в этой картине, в том числе юноши-поэта, его возлюбленной, ангела и царицы.

Она играла у признанных классиков грузинского кино - Тенгиза Абуладзе (в "Древе желания" и в "Покаянии") и у Георгия Шенгелая ("Мелодии Верийского квартала" и "Приди в долину винограда"), ставшего ее первым мужем. Сергей Параджанов смог вновь занять ее и в "Ашик-Керибе", и в "Легенде о Сурамской крепости". При этом она не переставал играть на сцене, а в 1980-х вместе со своим вторым мужем - актером и спортивным комментатором Котэ Махарадзе - основала в собственном тбилисском доме камерный театр "Верико", в честь матери. В нем, в "театре крупного плана", она продолжила блистать.

Сценарист и писатель Тонино Гуэрра сравнивал Софико с Анной Маньяни - любимейшей итальянской актрисой 1940-1960-х. И он был совершенно прав: ее значение для национального кино и театра переоценить невозможно, а любовь к ней нельзя подделать.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше