Дело о комменте В Сыктывкарском суде начинается увлекательный процесс над Саввой Терентьевым

6 марта прокуратура Сыктывкара передала в суд уголовное дело в отношении музыканта и блогера Саввы Терентьева. Сыктывкарскому федеральному суду предстоит интересная работа: установить, во-первых, являются ли "менты неверные" социальной группой, а во-вторых, следует ли рассматривать как уголовно наказуемые призывы к насилию традиционные в русскоязычной блогосфере тропы "гори в аду", "фтопку" и "в газенваген".

14 февраля 2007 года Борис Суранов, журналист газеты "Зырянская жизнь", запостил в своем блоге ссылку на запись другого ЖЖ-юзера об изъятии милиционерами жестких дисков в редакции газеты "Искра" (город Инта, республика Коми). У самой "Зырянской жизни" отношения с местными правоохранительными органами тоже довольно напряженные.

На следующий день Савва Терентьев прокомментировал пост Суранова. Сам комментарий впоследствии был удален, но сохранились скриншоты. Общий смысл был в следующем: сотрудники правоохранительных органов ("менты неверные") – люди ограниченных умственных способностей и сомнительных моральных качеств, которым блогер желал мучительной смерти.

По прошествии нескольких дней на этот комментарий наткнулся оперуполномоченный отдела "К" МВД по республике Коми старший лейтенант Николай Сичкарь. Он заинтересовался личностью комментатора и произвел сложные манипуляции (цитата по его объяснений следователю прокуратуры): "На осматриваемой страничке с интересуемым текстом был произведен переход по ссылке на страницу с персональной информацией о пользователей "terentyev". На указанной странице с информацией о пользователе в качестве местоположения указан – Сыктывкар РФ, в качестве сайта дана ссылка на ресурс projecta.by.ru. В ходе осмотра указанного Интернет ресурса внизу главной страницы была обнаружена информация с номерами сотовых телефонов и именами, написанными через дробь от них. По данным номерам телефонов был сделан запрос оператора связи, по результатам которого установлено, что владельцем данного псевдонима является гр. Терентьев С.С. далее проверив по адресному бюро, выяснилось, что гр. Терентьев Савва действительно существует" (орфография и пунктуация оригинала – из песни слова не выкинешь. А.В.).

То есть вы представляете, что было бы, если бы ЖЖ, заинтересовавший следователя Сичкаря, назывался не terentyev, а, скажем, petrosyan, а в userinfo в качестве сайта указан umoristy.ru?!1

Так или иначе, по прошествии недолгого времени прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации). В августе 2007 года Терентьев был привлечен в качестве обвиняемого по этому делу, а в феврале ему наконец официально предъявили обвинения.

Если правду говорят, что смех продлевает жизнь, то многие рунетчики, ознакомившиеся с материалами дела, электронные копии которых опубликовал Борис Суранов, должны жить лет до ста каждый. Чего стоит хотя бы пассаж: "Терентьев С.С. находясь по адресу [...], имея в собственности ЭВМ [...] оснащенный модемом и имея навыки работы на нем, через стационарный телефонный номер [...] подключился к сети Интернет". Вообще, это постановление надо читать целиком – это настоящая поэма.

Но смех смехом, а штраф или даже тюремный срок Терентьеву грозит на полном серьезе. В российской блогосфере по этому поводу разразилась буря возмущения. По мнению сетевой общественности (почти солидарному), крайне неубедительными выглядят доказательства того, что комментарий оставил именно Терентьев. Ведь ЖЖ-юзер terentyev – это, в конце концов, некоторое количество мегабайт информации, хранящейся на сервере LiveJournal, расположенном в США. Эти мегабайты могут быть связаны IP-адресом с конкретным компьютером, но у живого человека Саввы Сергеевича Терентьева IP-адреса нет.

Кроме того, блогеры в основном не склонны верить выводам социогуманитарной экспертизы о том, что "по профессиональному признаку работники органов милиции являются социальной группой, точнее социально-профессиональной группой". "А я принадлежу к социальной группе 'идиоты'", - саркастически заметил по этому поводу Максим Кононенко, чей блог называется "Идiотъ".

Впрочем, понятно, что больше всего тревожит блогеров. До сих пор, несмотря на старания бывшего депутата Государственной Думы Виктора Алксниса, а также сенатора Владимира Слуцкера, блогосфера была более или менее саморегулируемой структурой. Конечно, случались и случаются спорные суспенды (удаления блогов администрацией сервиса за нарушения правил), но осуществляют их люди, которые, по крайней мере, смыслят "в интернетах" и не носят мундиров и погон. Хамство, грубость, неполиткорректность – это отличительные, можно сказать, фирменные черты российской блогосферы, за что ее и любят, и ненавидят. Блогеры регулярно рекомендуют друг другу покончить собой путем отравления или удара об стену, желают побывать в аду или в газовой камере.

И это все не говоря о том, что при помощи поиска "Яндекса" по блогам, имея ЭВМ и навыки работы с ним, секунд за 10 можно найти великое множество записей, возбуждающих ненависть к гораздо большее широким социальным группам, чем "работники правоохранительных органов". Вот интересно, во фразе "Убить всех людей!" (популярной цитате из мультсериала "Футурама") "все люди" – это социальная группа?

1 ЖЖ petrosyan существует, но он тут ни при чем, имя знаменитого артиста взято "с потолка", просто для примера.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше