Окно в весну Киприоты возобновляют переговоры об объединении острова

21 марта президент греческой Республики Кипр Димитрис Христофиас (Demetris Christofias) и глава непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра Мехмет Али Талат (Mehmet Ali Talat) договорились о возобновлении мирных переговоров по объединению острова. Переговоры должны начаться через три месяца. Символом примирения и надежды на объединение острова стало решение открыть главную улицу Никосии Ледру, которая поделена между турецким и греческим секторами. Греческая газета уже назвала встречу Христофиаса и Талата "окном в весну".

Никосийская стена

В Никосии существует пять пропускных пунктов, но в основном они расположены в новых кварталах. Старинный центр города до сих пор оставался перегорожен. С греческой стороны Ледра начинается от площади Свободы. На улице расположено много кафе, дорогих ресторанов, бутиков. Весь этот блеск оканчивается после кафе "Ромиос". Там стоит ограждение. За ним около 80 метров ничейной территории.

Она заросла травой и завалена мусором. На стенах заброшенных домов выбоины от пуль - свидетельства вооруженных межэтнических столкновений между кипрскими греками и турками, произошедших более сорока лет назад в 1963 году. За ничейной территорией начинается турецкий сектор. Горожане называют перегороженную улицу своими Бранденбургскими воротами, намекая на Берлинскую стену.

По словам мэра греческой части города Элени Мавру (Eleni Mavrou), Ледру должны открыть уже к 31 марта или ко 2-3 апреля. Еврокомиссия выделила на этот проект 100 тысяч евро. В город должна прибыть группа саперов ООН, которые проверят ничейную территорию на наличие мин. Кроме того, будут проведены работы по укреплению расположенных там домов, которые готовы рассыпаться.

На самом деле стены, разделяющей Ледру, уже давно не существует. Еще в 2005 году турки-киприоты демонтировали стену со своей стороны ничейной зоны. Это был жест примирения, призванный побудить греков к ответным действиям. Как бы приглашая преодолеть разделяющие два сообщества барьеры, турки одновременно возвели ровно половину пешеходного моста, который по идее должен был пройти над греческим участком стены.

Перегороженная улица Ледра в Никосии. Фото AFP

Перегороженная улица Ледра в Никосии. Фото AFP

Lenta.ru

Однако греки-киприоты восприняли происходящее как провокацию. Половину пешеходного моста пришлось разобрать. Ответный шаг последовал лишь спустя два года. В 2007 году греки разрушили четырехметровую стену со своей стороны. Однако, как это часто бывает, стена продолжала существовать в сознании, и, судя по всему, грекам и турками придется приложить немало усилий, чтобы ее преодолеть.

История конфликта

Напряженность между греками-киприотами и турками-киприотами возникла фактически с самого основания Республики Кипр. В 1960 году остров провозгласил независимость, гарантами которой выступили Великобритания, Греция и Турция. Тогда же была принята конституция страны. Во главе государства встал архиепископ Макарий III. Турки-киприоты в то время составляли меньшинство населения страны. Борьба за независимость велась в основном греками-киприотами, многие из которых к тому же требовали присоединения острова к материковой Греции.

В 1963 году Макарий III попытался изменить гарантированный конституцией статус турецкого меньшинства в интересах греческого большинства страны. Это привело к кровавым межэтническим столкновениям. В 1964 году в Республику Кипр были введены миротворческие войска ООН. В 1974 году национальная гвардия, возглавляемая националистически настроенными греческими офицерами, свергла президента Макария. Путч поддержала Греция, в которой в то время правила хунта - "режим черных полковников".

Опасаясь присоединения Кипра к Греции, Турция высадила на остров свои войска, которые оккупировали 40 процентов территории. Последовала массовая и беспорядочная эмиграция греков из оккупированной зоны. Чтобы развести враждующие стороны, две части Кипра разделили демилитаризованной зоной - "зеленой линией", контроль над которой был передан миротворцам ООН. ООН утвердила план урегулирования конфликта, который, однако, на протяжении последующих лет так и не был претворен в жизнь.

Греки-киприоты на блок-посту около Никосии в 1974 году. Фото AFP

Греки-киприоты на блок-посту около Никосии в 1974 году. Фото AFP

Lenta.ru

Более того, конфликт принял затяжной характер. Спирос Киприану (Spyros Kyprianou), избранный в 1977 году президентом Республики Кипр, не был признан жителями турецкой части острова. В 1983 году на оккупированной турецким войсками территории была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра. Кроме Анкары, никто из международного сообщества ее не признал. Последняя попытка урегулировать конфликт была предпринята генсеком ООН Кофи Аннаном в 2004 году.

"План Аннана"

Так называемый план Аннана предусматривал создание единого федеративного государства - Объединенной республики Кипр. Тем не менее по своей сути предложение Аннана предусматривало создание не федерации, а скорее конфедерации двух государств: Греческого государства Кипр и Турецкого государства Кипр. В греческой части острова план Аннана был воспринят как протурецкий: он фактически узаконивал существование самопровозглашенной и непризнанной Турецкой республики Северного Кипра, при том что признанная международным сообществом Республика Кипр должна была прекратить свое существование.

Кроме того, план никак не оговаривал судьбу так называемых турецких колонистов. С 1974 года, по данным Der Spiegel, на Кипре обосновались около 100 тысяч турок. ООН обещала финансовую помощь тем, кто захочет уехать, но не более. С учетом того, что согласно предлагаемому Аннаном государственному устройству органы исполнительной и законодательной власти должны были формироваться пропорционально числу представителей двух этнических групп, позиции греческого большинства были бы ослаблены.

С другой стороны, греков-киприотов было больше, чем турок: по некоторым данным, 600 тысяч против 95 тысяч. Однако предлагаемая Аннаном схема предусматривала, что управлять федерацией они будут на равных. Во главе государства должны были стоять президент и вице-президент: один грек, другой - турок. На протяжении пяти лет, пока длятся их полномочия, они каждые 20 месяцев должны были меняться местами. Греки-киприоты посчитали это ущемлением своих интересов.

Согласно условиям плана Аннана, греки не могли по своему желанию вернуться на турецкий север острова. Для этого были установлены специальные квоты: количество греков-киприотов в "турецкой зоне" острова не должно было превышать одной трети относительно числа проживающих там там турок. Около 180 тысяч греков-киприотов также не могли потребовать вернуть свою земельную собственность, которая после их бегства была отдана турецким колонистам. Между тем она составляла, по некоторым данным, до 80 процентов земель на занятой турецкими войсками территории. Было множество других факторов, которые вызывали недовольство греческого населения.

Неудивительно поэтому, что в ходе референдума по плану Аннана "за" инициативу генсека ООН выступили турки, в то время как большинство греков высказались "против". После этого план урегулирования был положен под сукно.

Status quo

В 2004 году Кипр был принят в ЕС. Формально в Евросоюз вошел весь остров, однако фактически его законы действуют только на греческом юге. Между тем на севере острова располагаются 35 тысяч турецких солдат. Таким образом, кипрский вопрос вышел на новый уровень, столкнув лбами Турцию и Европу, и превратился в фактор, существенно осложняющий европейско-турецкие отношения.

Кофи Аннан. Фото AFP

Кофи Аннан. Фото AFP

Lenta.ru

ЕС фактически осуществляет экономическую блокаду турок-киприотов. Европейским фирмам запрещено торговать с Турецкой Республикой Северного Кипра. Это, в частности, привело к значительным затруднениям при подписании общеевропейского соглашения с Турцией о таможенном союзе. Турция требовала снять экономическую блокаду и, не добившись желаемого, подписала так называемый "протокол в Анкаре", отдельно отметив, что со своей стороны не признает существования Республики Кипр - то есть договор между ЕС и Кипром был подписан без участия одного из членов ЕС.

Однако наибольшее беспокойство греков-киприотов вызывает тот факт, что Турецкая Республика Северного Кипра, не имея возможности уладить конфликт с соседями по острову, будет добиваться международного признания de facto. В последнее время многие европейские бизнесмены и политики, как, например, бывший канцлер Германии Герхард Шредер или представительница немецких "зеленых" Клаудиа Рот (Claudia Roth), все чаще ездят на север острова для переговоров с местными властями, несмотря на раздражение, которое это вызывает среди греков-киприотов.

Во многом это предопределило исход парламентских выборов в Республике Кипр, которые прошли в феврале 2008 года. Победу на них одержал коммунист Христофиас, который в ходе предвыборной программы обещал обратиться с "посланием дружбы" к туркам-киприотам и призывал "к совместной борьбе за воссоединение родины". Сторонник жесткого подхода, консерватор Тассос Пападопулос (Tassos Papadopoulos) потерпел поражение уже в первом туре. Изменение политического курса Республики Кипр произошло как нельзя более вовремя. 14 февраля независимость в одностороннем порядке провозгласил сербский край Косово. Это усилило опасения, что турецкая часть Кипра может быть потеряна навсегда, если не принять надлежащих мер.

Неясные перспективы

Таким образом, мартовское решение о возобновлении переговоров между греками-киприотами и турками-киприотами представляется вполне логичным. Однако дальнейшие перспективы урегулирования кипрского вопроса, несмотря на обнадеживающее начало, весьма туманны. До сих пор остается неизвестным, какая концепция ляжет в основу переговорного процесса.

К примеру, турки-киприоты считают, что основанием для объединения должен стать все тот же план Аннана. В этом вопросе они пользуются поддержкой "метрополии": премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган прямо заявил, что именно план бывшего генсека ООН должен стать ключом к урегулированию. Греки-киприоты с этим, разумеется, не согласны. Димитрис Христофиас заявил, что основой для продолжения диалога должно стать соглашение, подписанное в 2006 году между тогдашним президентом Республики Кипр Пападопулосом и Али Талатом, которое предполагает федеративное устройство. Намекая на выступление Эрдогана, он отметил, что киприоты сами должны решать свою судьбу.

Однако обойтись без участия Анкары невозможно. Главный вопрос, что делать с 35 тысячами турецких военнослужащих, дислоцированных на Кипре? Решение может принять только генштаб Турции, который ранее уже продемонстрировал, что весьма сдержанно относится к перспективе воссоединения острова. Еще в 2006 году, когда турки-киприоты построили половину пешеходного моста над стеной в Никосии, предлагая грекам сделать ответный шаг, начгенштаба Яшар Бююканыт (Yasar Buyukanit) осудил эту инициативу. В 2006 году военные торпедировали соглашение, по которому в турецкие порты на Кипре могли заходить греческие суда.

Словом, лидеру турок-киприотов Мехмету Али Талату предстоит двойная работа: вести переговоры с греками-киприотами, одновременно убеждая Анкару в правомочности и целесообразности своих действий. Между самими киприотами противоречий не убавилось. Они все те же, что были и в 2004 году во время референдума по плану урегулирования ООН. Как быть с турецкими колонистами? Как возместить ущерб грекам, которые были вынуждены бежать после оккупации турецкими войсками северной части острова? И, наконец, как обеспечить политическое равноправие между греческим большинством и турецким меньшинством?

Впрочем, пока с обеих сторон есть политическая воля к объединению, все эти вопросы могут быть разрешены. Главное начать договариваться.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше