Искусство ультиматума Между Microsoft и Yahoo! завязалась переписка

Атака корпорации Стива Балмера на поисковик Yahoo! захлебнулась. Microsoft, не желая платить за Yahoo! больше предложенного, к апрелю перешла к позиционной войне. В субботу гендиректор Microsoft Стив Балмер предложил менеджерам Yahoo! согласиться на сделку в течение трех недель. В ответ пришел вежливый отказ.

Yahoo! - классический пример компании, в которой менеджмент пытается удовлетворить желания большого числа акционеров. Крупных совладельцев у поисковика — свыше сотни. Не все из них стратегические инвесторы.

Напротив, 31 января, когда за Yahoo! предложили на 62 процента больше ее рыночной цены, мог стать для многих фондов самым счастливым днем в году. Вместо этого 11 февраля менеджмент объявил, что предложенная сумма слишком мала и не учитывает потенциала компании.

Но если Yahoo! могла отказаться от предложения, то Microsoft — нет. Доля компании на рынке поисковой рекламы значительно упала, в несколько раз уступая лидеру рынка — Google. В то же время Microsoft тоже слушается акционеров, а кое-кто из них уже попросил не повышать предложение за Yahoo!.

У "поглотителей" корпораций есть свои правила. Одно из них — если менеджмент не согласен на сделку, необходимо либо сменить руководство, либо начать скупку акций напрямую у акционеров.

Последнее является довольно трудоемким и дорогостоящим занятием. Легче уговорить недовольных решениями директоров акционеров передать свои голоса поверенному Microsoft. О том, что корпорация наняла юристов, специализирующихся на подобных сделках, стало известно 20 февраля, а неделей позже акционеры Yahoo! подали в суд на компанию за отказ от слияния с Microsoft.

Сама Yahoo! к этому времени прибегла к хрестоматийной защите от поглощения — начала аналогичные переговоры с несколькими другими компаниями. Чтобы акционеры не мешали нынешнему совету директоров отказывать Microsoft, собрание акционеров было в марте отложено на неопределенный срок вместе с процедурой номинации новых директоров.

Ежегодное собрание акционеров потому и называется ежегодным, что должно проходить каждый год или, как говорится в законах штата Делавэр, раз в 13 месяцев. Это означает, что Yahoo! может искать путь к спасению до июля.

Пат в два хода

Каждый день без Yahoo! для Microsoft — отсрочка трансформации в сверхсилу на рынке поисковых систем. Сама Yahoo! в то же время за три месяца может придумать множество схем, затрудняющих поглощение. Если же она с кем-то договорится о слиянии, предложение придется пересматривать, а на него у Microsoft уже ушли почти все свободные деньги. Корпорация даже решилась впервые в истории использовать заемные средства.

Так 5 апреля появился исторический ультиматум за подписью генерального директора Microsoft Стива Балмера. В шести абзацах Балмер изложил несколько тезисов. Во-первых, он не видит желания руководства Yahoo! вести переговоры с Microsoft. Во-вторых, Yahoo! сейчас уже не та, что в феврале, ее акции подешевели. Рынки США, впрочем, тоже просели, а поисковик строит дорогостоящие планы. В-третьих, большинство акционеров поддерживает точку зрения Microsoft. По крайней мере, Балмеру так кажется.

В-четвертых, если в течение трех недель соглашение не будет достигнуто, Microsoft обратится напрямую к акционерам. Это, конечно, негативно отразится на стоимости Yahoo! и будет отражено в предложении.

Ответное письмо появилось в понедельник, 7 апреля. Перед Yahoo! стояла непростая задача. Документ был призван не столько убедить в чем-то Балмера, сколько успокоить акционеров. Текст был подписан генеральным директором поисковика Джерри Янгом.

Как писал Янг, во-первых, Yahoo! никогда не противилась поглощению со стороны Microsoft. Поисковик лишь возражал против недооценки, которая не удовлетворяет интересам акционеров. Во-вторых, большинство акционеров Yahoo!, что бы там ни говорил Балмер, поддерживает нынешний совет директоров. В-третьих, экономический кризис Yahoo!, вводящей новые продукты, рекламную платформу и ознакомившей акционеров с трехлетним планом развития, не страшен.

В-четвертых, Yahoo! просит оценить ее по достоинству. То есть — подороже.

Чем закончится этот обмен открытыми письмами, никто не знает. Аналитики Citigroup, например, незадолго до ультиматума сочли, что Yahoo! действительно недооценивают. В Citigroup предполагают, что Yahoo! слишком нужна Microsoft, чтобы торговаться.

С другой стороны, Yahoo! ни словом, ни намеком не показывает, какую бы сумму она сочла справедливой.

Спасти поисковик от продолжения жутковатой переписки может только третья сила. Это могут быть акционеры Yahoo!. Или миллиардер на белом коне, решивший потягаться с Microsoft. Или, скажем, китайские антимонопольщики, которые в августе получат возможность блокировать сделку - Yahoo! является крупным инвестором в местную экономику.

Это могут быть даже инопланетяне. Но это никак не может быть Microsoft со своей ультимативной дружбой.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше