Утром в понедельник, 28 апреля, машинисты электричек Горьковского и Ярославского направлений Московской железной дороги неожиданно для пассажиров, работодателя и СМИ объявили забастовку. В результате график движения пригородных поездов был нарушен, а многие жители Подмосковья не смогли вовремя попасть на работу.
Бастующие, количество которых по разным оценкам составляет от 28 до 120 человек, требуют повышения зарплаты с 35-37 тысяч рублей до 60 тысяч, а также возврата недавно отмененных доплат за выслугу лет. Они утверждают, что в очередной раз донесли эти условия до руководства РЖД 7 апреля, однако не получили ответа и на этом основании начали забастовку.
Другое важное требование участников акции к руководству РЖД - прекратить "дискриминацию по принадлежности к профсоюзам". Кстати, здесь кроется ответ на вопрос многих возмущенных пассажиров: почему об акции протеста не предупредили заранее, чтобы люди могли сразу воспользоваться альтернативными видами транспорта?
Забастовку организовал Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) - объединение, в которое входит около тысячи работников РЖД. Всего в компании трудится более миллиона человек, и большинство из них состоят в Российском профсоюзе железнодорожников (Роспрофжел). Руководство РЖД тесно сотрудничает с Роспрофжелом, а РПЛБЖ признавать не желает. Может быть, предпочтения руководства основываются на количестве членов организации, может быть, на разнице двух профсоюзов в возрасте (РПЛБЖ был создан в 1992 году, в то время как Роспрофжел в 2005 году отпраздновал свое столетие). Так или иначе, лидеры РПЛБЖ не раз прямо называли Роспрофжел "карманным". А руководители "старшего" профсоюза, в свою очередь, отзываются о деятельности "младшего" как о популизме.
Осенью 2007 года РПЛБЖ вознамерился провести всероссийскую забастовку, требуя повышения зарплаты и допуска своих представителей к работе над коллективным договором на 2008-2010 годы (в создании документа участвовали только РЖД со стороны работодателя и Роспрофжел со стороны работников). Акция протеста была назначена на 28 ноября, однако 23 ноября Московский городской суд удовлетворил иск РЖД и признал запланированную забастовку незаконной. Теперь в РЖД прямо заявляют, что забастовки работников железной дороги запрещены законом.
Именно поэтому теперь РПЛБЖ пошел другим путем. Профсоюз не стал громогласно объявлять об акции протеста заранее, чтобы ее не успели запретить в судебном порядке. Организация просто устроила поутру небольшой "сюрприз" на двух направлениях Московской железной дороги. По некоторым данным, в утренний час пик на Ярославском вокзале были отменены почти все электрички. При этом Ярославское направление, равно как и Горьковское, является одним из самых загруженных в столице. На железной дороге ввели усиленный контроль милиции, на линии выпустили дополнительные автобусы для людей, которые не смогли с утра добраться на работу на электричке.
Впрочем, уже в середине дня пресс-служба РЖД объявила о том, что движение электричек на Московской железной дороге полностью восстановлено. Бастующих машинистов заменили резервные бригады. Поэтому можно надеяться, что вечерний час пик не принесет жителям Подмосковья дополнительных неудобств по сравнению с обычными.
Тем временем уже появилась информация о том, что одному из руководителей РПЛБЖ Сергею Линеву вручили повестку, предписывающую явиться в дежурную часть Московско-Курского ЛОВД. Председатель профсоюза Евгений Куликов еще до этого говорил журналистам, что ожидает применения каких-либо взысканий к участникам акции протеста. Кроме того, он выразил мнение, что "будут попытки привлечь сам профсоюз к ответственности".
Забастовка "альтернативного" профсоюза железнодорожников - не первая в своем роде. Напомним, что в начале этого года завершилось долгое противостояние руководства и профсоюза на заводе компании "Форд" в городе Всеволожск Ленинградской области. Рабочие добились увеличения зарплаты на 16-21 процент (достигнув таким образом самого высокого уровня в отрасли) и некоторых других преимуществ. Последняя из забастовок на "Форде" пришлась на конец 2007 года и длилась почти месяц, по подсчетам экспертов лишив компанию примерно 100 миллионов долларов выручки.
Профсоюз "Форда" во Всеволожске представляет собой "новую волну" в российском профсоюзном движении. Он (как и РПЛБЖ) не имеет давней истории, уходящей корнями в советское прошлое, и ориентируется в большей степени на западные модели. После того как рабочие "Форда" добились от руководства серьезных уступок, можно было предположить, что 2008 год станет богатым на забастовки. Причем участвовать в них станут не те работники, которых довели до крайней нищеты, а те, кто просто считает себя вправе потребовать от работодателя большего, нежели тот желает давать.
Впрочем, работники "Форда" конфликтовали с пусть функционирующим на территории России, но все-таки западным работодателем. А в случае с российскими компаниями "западная" модель профсоюзной борьбы может оказаться вовсе не такой действенной. Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов уже объявил по поводу забастовки РПЛБЖ: "Это незаконная акция. Под такие акции зарплаты повышаться не будут". И добавил, что РЖД обратилась в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру.