Компания Mars и инвестиционный фонд Уоррена Баффета Berkshire Hathaway договорились о приобретении производителя жевательной резинки Wrigley. Эта сделка станет крупнейшей в кондитерской отрасли за последние годы, а будущая объединенная компания займет лидирующие позиции на "сладком" рынке. Кроме того, конкуренты крупных кондитеров вряд ли станут мириться с доминирующим положением Mars и Wrigley - расстановка сил как на американском, так и на мировом рынке может претерпеть значительные изменения.
Когда хочется сладенького
Американский миллиардер Уоррен Баффет в течение всей своей инвестиционной жизни придерживается простого и каждому понятного принципа - "покупай только то, чем пользуешься сам". Если проследить, какими брендами владеет инвестиционный фонд Brekshire Hathaway, принадлежащий Баффету, то становится очевидно, что гамбургеры Уоррен предпочитает запивать Coca-Cola, расплачиваться за покупки - карточкой American Express, читать Washington Post и сбривать трехдневную щетину бритвой Gillette. И все это под какую-нибудь музыкальную тему из самого наиглавнейшего мультика студии Walt Disney.Судя по всему, сладким Баффет увлекся в 1972 году. Тогда он купил производителя шоколадных конфет See's Candies за 25 миллионов долларов. Сделка казалась очень невыгодной, поскольку объективная стоимость компании составляла восемь миллионов долларов. Акционеры инвестиционного фонда Berkshire Hathaway только разводили руками, недоумевая, как мог Баффет согласиться на эту покупку. Чтобы развеять все сомнения инвесторов, миллиардер на их глазах съел конфету See's и сказал: "У них потрясающий вкус, это уже само по себе доказанное конкурентное преимущество". Любопытно, что через несколько лет цена компании выросла в несколько раз и по темпам роста обогнала индекс Dow Jones.
В 2008 году Баффет начал скупку акций компании Kraft Foods, производителя сухих завтраков и шоколада Alpen Gold и Milka. За 8,6-процентную долю в компании американский миллиардер заплатил около четырех миллиардов долларов.
В 2008 году совместно с лидером мировой кондитерской промышленности компанией Mars он решил купить один из символов свободной Америки - производителя жевательной резинки Wrigley. Цена вопроса - 22 миллиарда долларов. При этом компания Mars выступает не только финансовым, как Berkshire Hathaway, но и стратегическим инвестором. В результате покупки американский миллиардер получит долю в будущей объединенной компании, в то время как Mars займется оперативным управлением, вложив в нее весь свой потенциал, что в будущем может привести к значительному подорожанию приобретаемых ценных бумаг.
Доля Баффета в этой сделке не велика - его инвестиционный фонд заплатит лишь 4,4 миллиарда долларов. Уже после завершения сделки Berkshire Hathaway выложит еще 2,1 миллиарда долларов за акции компании Mars. Траты самой Mars будут более значительными. Производитель шоколадных батончиков потратит 11 миллиардов долларов и привлечет кредит на сумму 5,7 миллиарда долларов, которые ему предоставит банк Goldman Sachs.
Уже после завершения сделки все ее участники окажутся "в шоколаде". Баффет получит то, что ему нравится, не оставшись при этом в убытке: цены на продовольствие растут одновременно со спросом. Mars сможет значительно расширить свою географию продаж и занять лидирующие позиции на рынке жевательной резинки, а Wrigley, помимо крупных инвестиций, предоставится возможность развернуться на шоколадном рынке.
От этого выиграет и... Одинцовская шоколадная фабрика, выпускающая продукцию под брендом "А.Коркунов" и на 80 процентов принадлежащая Wrigley. Эта компания сможет значительно расширить ассортимент шоколадной продукции и занять второе место на российском рынке, вплотную приблизившись к лидеру - "Объединенным кондитерам", доля которых составляет 23 процента.
Большие перемены
После приобретения Wrigley Mars, по разным оценкам, будет контролировать от 15,5 до 21 процента мирового рынка сладостей, сразу вырвавшись в лидеры. Ближайшие конкуренты Cadbury Schweppes и Hershey, которые до сих пор наступали ей на пятки, сразу сильно отстанут - по данным на начало 2008 года эти компании контролировали по 10 процентов мирового рынка.Безусловное лидерство Mars может послужить предлогом к объединению конкурентов и в скором времени привести к сильным перестановкам на рынке сладких изделий. На Западе заговорили о возможном объединении Cadbury Schweppes и Hershey. В случае, если им удастся достичь согласия, на кондитерском рынке появится игрок, который, возможно, если и не обгонит Mars-Wrigley, то точно сравняется с ним.
От объединения обе стороны только выиграют. Дело в том, что Hershey, известная как производитель шоколада Hershey's и KitKat, мало работает за пределами США, в то время как британская Cadbury Schweppes практически не имеет доступа к американскому рынку. В России Cadbury Schweppes известна под торговыми марками 7UP и Picnic. Как ожидается, в борьбу за британскую компанию могут включиться и другие игроки, такие как Kraft Foods и Nestle.
В любом случае, в ближайшие несколько лет "сладкий" рынок может претерпеть значительные изменения.
Семейные компании
Кондитерская компания Mars была основана в 1911 году и с тех пор стала известна как производитель непотопляемых в молоке шоколадных батончиков Milky Way, залитых "толстым-толстым слоем шоколада" батончиков Mars и беспощадного убийцы голода Snickers. Сегодня эта компания является крупнейшим в мире производителем шоколада, который, по разным оценкам, контролирует от 11 до 14,4 процента мирового рынка. Однако мало кому известно, что Mars, помимо веселых конфет M&M's, выпускает еще и корма для животных, продающихся под торговыми марками Pedigree, Whiskas, Kitekat и Chappi. Здесь под контролем Mars находится около 21 процента рынка.
Основателем компании является Франклин Марс, который со своей женой начинал бизнес с продажи сливочной карамели. Сегодня доли в компании распределены между тремя внуками Марса, личное состояние каждого из которых превышает 10 миллиардов долларов. Семейство Марсов в рейтинге самых богатых людей планеты, по версии журнала Forbes, занимает 46-е место.
Wrigley является частным бизнесом семейства Ригли. Эта компания была основана в 1891 году и "сладким" бизнесом не занималась вовсе. Профильным направлением деятельности компании были поставки мыла и пекарского порошка. Первый шаг на рынок жевательной резинки компания сделала в 1892 году, когда к каждой упаковке пекарского порошка стала бесплатно прилагать упаковку жвачки, которая очень быстро стала популярнее самого порошка. Это дало импульс к переориентации компании.
Сегодня во всем мире Wrigley известна как истовый борец за чистоту зубов, свежее дыхание и кислотно-щелочной баланс в полости рта. Именно об этом твердят рекламные ролики наиболее известных продуктов компании - Orbit и Eclips. Любопытно, что визитная карточка компании, жевательная резинка Wrigley's, стала первым в мире товаром, на котором был использован штрих-код.
Сегодня Wrigley контролирует около девяти процентов мирового кондитерского рынка, однако на российском рынке доля этой компании в сегменте жевательной резинки превышает 70 процентов. В 2005 году Wrigley стала уделять все больше внимания рынку леденцов и шоколада. В рамках новой стратегии она приобрела у компании Kraft такие бренды освежающих конфет, как Altoids и LifeSavers.