Спрятанная за фальшстеной выставка "Запретное искусство", прошедшая в марте 2007 года в музее имени Андрея Сахарова, дорого обходится директору этого культурного центра Юрию Самодурову: 13 мая ему предъявили обвинение в возбуждении расовой, национальной и религиозной вражды. Самодуров уже дал подписку о невыезде.
История, как известно, повторяется. В данном случае пока, к счастью, обходится без трагедий, зато с фарсом все в полном порядке. Первый раунд фарса состоялся в 2003 году, когда центр Сахарова устроил выставку "Осторожно: религия!". Экспонаты были, что и говорить, эпатажные: лик Христа на фоне логотипа "Кока-кола", снабженный подписью "This is my blood" ("Это кровь моя"); водочные бутылки с надетыми на них луковицами-куполами; оклад иконы с прорезью на месте лика (объект назывался "Не сотвори себе кумира").
Через несколько дней после открытия выставки в музей пришли прихожане храма Святого Николая в Пыжах и устроили погром: облили стены краской, испортили несколько экспонатов и оставили надписи "Вы - бесы", "Вы ненавидите православие - вы прокляты". Двоих участников акции задержали, предъявили обвинения в вандализме, но позже суд не нашел в действиях воинственных верующих состава преступления, и дело было закрыто.
Через полгода прокуратура обвинила Юрия Самодурова, директора центра, его коллегу Людмилу Василовскую и художницу Анну Альчук (Михальчук) в возбуждении расовой, национальной и религиозной вражды. По статье 282 Уголовного кодекса фигурантам грозило до трех лет лишения свободы. Приговор был вынесен в конце марта 2005 года: Самодурова и Василовскую обязали выплатить по сто тысяч рублей штрафа. Анну Альчук суд оправдал, не найдя в ее действиях состава преступления (напомним, что весной 2008 года 52-летняя Альчук утонула в реке Шпрее.)
Мы никого оскорблять не хотели. Хотели лишь понять, какова логика цензуры сегодня… Цензуре подлежат вещи, раздражающие ханжескую мораль. Это использование нецензурной лексики и крепких народных выражений. Это обнаженная натура, но не салон и в то же время никакая не порнография. Третье - использование религиозных знаков, символов и сюжетов в неканонической иконографии. Когда мы все это сформулировали, то поняли, что цензуре подвергаются даже не сами эти темы (они присущи любому периоду искусства), а эстетика гротеска и пересмешничества. Именно смех, юмористический поворот, переводящий доктринерство в более сложные смысловые категории, смех, во многом разрушающий ограниченный догматизм, вызывает ненависть и агрессию.
Эффект от процесса над организаторами выставки оказался велик. Летом того же 2005 года директор Третьяковки Валентин Родионов велел снять с выставки "Русский поп-арт" фотоколлаж "Икона-икра" Александра Косолапова: золотой оклад иконы, заполненный черной икрой. Сделать это пришлось после того, как в адрес музея пришло письмо настоятеля четырех московских храмов, дополненное тремя страницами подписей прихожан. В этом послании о коллаже Косолапова говорилось: "Свидетельствуем перед вами, что данный объект возбуждает в авторах сего письма социальную и религиозную ненависть и вражду". Родионов принял решение убрать спорный экспонат с выставки, мотивировав свой шаг тем, что его музей - государственное учреждение, "не имеющее права провоцировать в обществе конфликты любого рода". Знал бы Валентин Алексеевич тогда, в какие конфликты вовлечет его русский соц-арт двумя годами позже…
К концу 2006 года эпатажных экспонатов, от которых отказались музеи и галереи из-за опасения быть обвиненными в разжигании чего-нибудь уголовно наказуемого, набралось достаточно, чтобы их можно было объединить в отдельный проект. Заведующий отделом современных течений в Третьяковской галерее Андрей Ерофеев организовал выставку "Запретное искусство - 2006", которую согласился провести в центре имени Сахарова Юрий Самодуров. Выставка была целиком упрятана за фальшстену, вход лицам, не достигшим 18 лет, на экспозицию был не рекомендован. Вскоре в Таганскую межрайонную прокуратуру обратились представители движения "Народный собор", которые сочли выставку кощунственной, оскорбляющей религиозные чувства россиян и "порочащей честь воинского мундира порнографическими сценами гомосексуального характера".
После проверки, длившейся 2,5 месяца, прокуратура возбудила дело по все той же 282 статье УК. Правда, тогда, в июне 2007 года, следствие не определилось с обвиняемыми. В ноябре появился первый - Андрей Ерофеев, в мае следующего года второй - Юрий Самодуров.
— Как вы думаете, почему сейчас потребовалось возобновить уголовное дело?
— Я объясняю это так: ультраправым перекрыли политическое поле, и они кинулись на поле культурное, за счет которого пиарятся. Для подобных организаций это единственный способ выжить.
В апреле 2008 года Хамовнический суд Москвы отказался удовлетворить гражданский иск о защите репутации Третьяковки, поданный дирекцией музея против (уже бывшего) министра культуры Александра Соколова. В решении суда говорилось, что Соколов высказал "суждение" о том, что музей коррумпирован, а суждение не является обвинением. Вообще говоря, в заявлении "Народного собора" тоже высказывается мнение о кощунственности "Запретного искусства". Если бы логика и последовательность были в чести в отечественном судопроизводстве, то новое дело против Самодурова должно было бы быть прекращено. Но пока на это надеяться не приходится. В лучшем случае, надо полагать, директор центра имени Сахарова отделается штрафом. О худшем исходе не хочется и думать.