Затянувшаяся сессия В Грузии подводят итоги очередного "экзамена на демократию"

21 мая в Грузии состоялись парламентские выборы. Предварительные данные, которые обнародовал ЦИК, показали, что правящая партия лидирует с большим отрывом. Оппозиция, еще до выборов заявившая о своей победе, разумеется, не приняла эти результаты и в очередной раз пообещала устроить "народное восстание". Правда, первый митинг после выборов, который мог бы стать началом этого "восстания", завершился мирно. Несколько тысяч человек собрались у Дворца спорта в Тбилиси, заверили друг друга, что "режим Саакашвили" проиграл, посмотрели футбол на большом экране (в это время как раз шел финал Лиги чемпионов) и разошлись.

По данным грузинского ЦИКа, партия Михаила Саакашвили - "Единое национальное движение" - получает более 61 процентов голосов. Блоку "Объединенная оппозиция: Национальный совет - Правые", который считался основным конкурентом правящей партии, досталось около 15 процентов. Пятипроцентный барьер, необходимый для попадания в парламент, преодолели также новая партия "Христианско-демократическое движение" (ее возглавил бывший сотрудник оппозиционного телеканала "Имеди" Георгий Таргамадзе) и Лейбористская партия Грузии.

Победа?

Конечно, в ходе подсчета голосов расклад может существенно измениться. Центризбирком пока обработал бюллетени только с половины из 3,5 тысячи участков. Напомним, что после президентских выборов в январе 2008 года подсчет голосов занял около недели, при этом результат Михаила Саакашвили, который, по первым данным, набирал более 67 процентов голосов, снизился до 53 процентов (что, впрочем, не помешало ему победить в первом же туре).

Ситуация с расстановкой сил в парламенте осложняется тем, что он только наполовину формируется из депутатов, избранных по партийным спискам. Вторую половину из 150 мест займут парламентарии, избранные по одномандатным округам. Кстати, такой принцип формирования парламента был установлен совсем недавно: раньше две трети мест занимали те, кто был избран по партийным спискам. Против законодательных поправок, которые грузинские власти провели через парламент несколько месяцев назад, активно выступали оппозиционеры. По их мнению, правящая партия, обеспокоенная своим низким рейтингом, решила увеличить долю одномандатников, чтобы таким образом "протащить" в парламент лояльных власти людей.

На итог выборов может еще повлиять отмена результатов голосования на тех участках, где были зафиксированы нарушения. ЦИК Грузии уже объявил, что на 14 избирательных участках результаты будут аннулированы. Впрочем, возможность полной отмены официальных итогов голосования и проведения новых выборов, к которым уже призывают некоторые оппозиционеры, представляется ничтожной. Согласно Избирательному кодексу Грузии, выборы в стране могут быть признаны недействительными, если при подсчете голосов будут аннулированы результаты более половины избирательных округов (которых в Грузии 75). Количество "забракованных" округов, необходимое для проведения новых выборов, может быть и меньше, но в этом случае в них должно быть более половины от общего числа грузинских избирателей.

Все эти нюансы, очевидно, уже не помешают партии Саакашвили получить в парламенте большинство голосов. Сам президент заявил, что рассчитывает на "количество мест, приближенное к конституционному большинству" (то есть на две трети из 150 мандатов). Что будет с остальными местами, пока неясно.

"Объединенная оппозиция" и лейбористы, уже заявившие о своей победе, пока, похоже, даже не рассматривают возможность работы в парламенте при таком раскладе сил. Со своей стороны, христианские демократы отказываться от мандатов вроде бы не собираются. Комментируя данные экзит-поллов, опубликованные вскоре после закрытия избирательных участков, Георгий Таргамадзе заявил, что его партию такой результат устраивает (напомним, что экзит-поллы давали христианским демократам около девяти процентов, примерно столько же партия, как выяснилось позднее, получила по официальным данным ЦИКа).

Не исключено, что лейбористы, известные резкой критикой в адрес Михаила Саакашвили и его окружения, не примут от властей то небольшое число мандатов, которое им позволят получить официальные данные грузинского ЦИКа (около шести процентов голосов). Что-то подобное произошло полтора года назад, после выборов в органы местного самоуправления. Тогда лидер партии Шалва Нателашвили, обидевшись на невысокий результат своей партии (который он объяснил фальсификациями), заявил, что отдает место в тбилисском парламенте другу Михаила Саакашвили, президенту США Джорджу Бушу.

На этот раз лейбористы настроены гораздо более агрессивно. Нателашвили, известный своими экстравагантными поступками, пообещал прийти к парламенту и "вытащить оттуда Саакашвили на поводке, как собаку". Желающим увидеть это… гм… действо предложено собираться у парламента 22 мая во второй половине дня.

Давай зачетку…

Руководство Грузии по традиции назвало выборы "экзаменом на демократию". Примерно то же самое власти говорили перед местными выборами 2006 и президентскими выборами 2008 года. После голосования они, разумеется, заявляли, что "экзамен сдан на отлично" и что теперь-то Грузию точно ждет светлое будущее.

Если отвлечься от пафоса, то можно сказать, что для руководства республики выборы стали экзаменом на способность сохранить власть, не прибегая при этом к совсем уж неприглядным мерам (таким как разгон митингов 7 ноября прошлого года или показательные процессы против "врагов народа"). Оппозиция, со своей стороны, получила возможность доказать свою состоятельность и использовать парламент как стартовую площадку для избавления от "режима Саакашвили".

Однако действия обеих сторон привели к тому, что институт выборов в Грузии был дискредитирован, а его результаты, соответственно, девальвированы. Если верить альтернативному подсчету голосов, который провели оппозиционеры, "Единое национальное движение" получило только 30 процентов голосов, то есть его результат был завышен более чем в два раза.

Выборы, как сообщали СМИ, проходили в исключительно скандальной обстановке. Оппозиционеры заявляли, что итоги голосования фальсифицируются по всей Грузии, а тех, кто пытается пресечь злоупотребления, терроризируют сотрудники силовых структур и примкнувшие к ним криминальные элементы. Даже если десятая часть из этих рассказов - правда, выборы не заслуживают такой характеристики, как "триумф волеизъявления грузинского народа" (именно так их назвал Михаил Саакашвили).

Возможно, власти Грузии и сдали "экзамен" на "тройку". Но уж никак не на "пятерку", которая в устах президента волшебным образом превращается в "семерку" или даже в "десятку".

Оппозиционеры, со своей стороны, еще до выборов давали понять, что победу правящей партии они в любом случае расценят как следствие подтасовок и ответят на нее "народным восстанием". А после завершения голосования 21 мая некоторые представители участковых комиссий от оппозиции, как сообщали СМИ, покинули избирательные участки, не дождавшись подсчета голосов.

В итоге не совсем понятно, зачем оппозиционерам вообще нужно было участвовать в выборах, если они сами выставляют себе оценки. Все равно как нарисовать себе в зачетке "пятерку", а затем прийти на экзамен и предложить экзаменатору возле нее расписаться, вне зависимости от того, понравится ему ответ или нет.

Разумеется, выборы в парламент могли бы быть использованы оппозицией как повод для того, чтобы начать "майдан". Однако осенние акции протеста и митинги, последовавшие за президентскими выборами в январе 2008 года, показали, что устраивать "цветную революцию", идти на силовое противостояние с властями оппозиционеры не хотят. Впрочем, очередную "победу над режимом" в свою "зачетку" они уже записали. Осталось только, чтобы Саакашвили там расписался…

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше