Жители Саудовской Аравии не будут ездить по железным дорогам, построенным россиянами: власти страны отменили результаты тендера, в котором победила РЖД. Контракт был не самым большим в истории российской компании - "всего" на 800 миллионов долларов. Тем не менее, потерять его было для РЖД очень обидно: это первый тендер, выигранный российской монополией за рубежом.
Давно пора
Многие крупные отечественные компании переросли в своем развитии национальные рамки и хотели бы развивать свой бизнес за рубежом. Однако если частным корпорациям уже удалось выйти на зарубежные рынки и прочно укрепиться на них, то у государственных дело обстоит гораздо хуже.
Например, "Газпром" прорывается на европейские рынки с большим трудом, а власти Евросоюза всячески пытаются не допустить экспансии российской монополии. В то же время частный "Лукойл" с успехом развивает свою сеть бензозаправок в Европе, а его деятельность не вызывает никаких протестов со стороны европейских чиновников.
В авиационной отрасли происходит то же самое: частный альянс AirUnion еще в самом начале 2007 года сумел приобрести венгерского авиаперевозчика Malev, а "Аэрофлот", намного превосходящий AirUnion по объему перевозок, пока безнадежно пытается участвовать в конкурсах на итальянскую Alitalia и сербскую Jat Airways.
В области металлургии крупных государственных компаний в России нет. Возможно, именно из-за этого они успешно ведут свой бизнес во всем мире. Например, "Русал" стал владельцем нескольких заводов в Африке, а "Северсталь" скупает американские сталелитейные компании одну за другой.
РЖД – российская монополия, занимающаяся строительством и обслуживанием железных дорог в России. Компания полностью принадлежит государству. По данным журнала "Финанс", потенциальная капитализация РЖД составляет около 80 миллиардов долларов. Компания планирует выйти на биржу в 2011 году, продав до 25 процентов своих акций и выручив около 25 миллиардов долларов.
Если бы в железнодорожном бизнесе России существовали крупные частные компании, может быть, они бы уже давно вели свой бизнес за пределами страны. Но пока монополистом является государственная РЖД, а значит, все ее проекты будут неизбежно связаны не столько с экономикой, сколько с политикой.
"Север-Юг" в восточной стране
Саудовская Аравия запустила проект "Север – Юг" в 2005 году. Он понадобился стране для того, чтобы развивать фосфатные и бокситовые месторождения на севере, которые должны снизить зависимость Саудовской Аравии от экспорта нефти.
Проект был разбит на четыре участка, общая длина которых составила 2,4 тысячи километров, а стоимость – около двух миллиардов долларов. Сумма затрат и объем работ для Саудовской Аравии были уникальными – к тому времени в стране было только несколько сотен километров железных дорог, связывавших столицу Эр-Рияд с портами в Персидском заливе.
РЖД подали заявку на конкурс вместе с еще 27 компаниями и неожиданно для многих получили право на строительство дороги от населенного пункта Аз-Забир до международного аэропорта имени короля Халида в Эр-Рияде.
Российские СМИ отмечали, что арабов могла привлечь цена, объявленная российскими железнодорожниками. Они предлагали построить 520 километров дороги за 800 миллионов долларов. Таким образом, каждый километр железнодорожного полотна обошелся бы в полтора миллиона долларов – даже в России стоимость работ РЖД намного дороже.
В связи с такой низкой стоимостью в РЖД признавали, что рентабельность проекта для компании окажется не очень высокой, а работы будут выполнены для улучшения своей репутации и заключения новых аналогичных контрактов. Они не заставили себя долго ждать – уже в 2008 году РЖД заключили контракт с Ливией на два миллиарда евро. Согласно этому документу, российская компания должна построить отрезок пути между городами Сурт и Бенгази.
Таким образом, РЖД выполнила основную цель контракта с Саудовской Аравией еще до начала строительства железной дороги. А в конце мая стало известно, что эта страна решила расторгнуть договор с РЖД. Президент компании Владимир Якунин свалил всю вину на власти Саудовской Аравии, заявив, что отказ связан с политикой, а не с экономикой. От дальнейших комментариев Якунин удержался, дав российским СМИ повод для рассуждений на эту тему.
С какой стороны посмотреть
Мнения российских деловых СМИ оказались полярными: одни обвинили в срыве тендера саму железнодорожную монополию, а другие вскрыли политические мотивы отказа Саудовской Аравии.
В частности, издание "Время новостей" со ссылкой на источники в Эр-Рияде утверждает, что РЖД назвали слишком маленькую цену и теперь просто не могут выполнить свои обещания. За время, прошедшее с начала тендера до строительства, цены на цемент и сталь значительно выросли, что сделало проект не только малорентабельным, но и вовсе невыгодным.
В "Коммерсанте" придерживаются другого мнения. Со ссылкой на источник в российских дипломатических кругах издание сообщает, что недовольство Саудовской Аравии мог вызывать контракт, подписанный РЖД с Ливией. В 2004 году Саудовская Аравия частично разорвала дипломатические отношения с этим государством, так как спецслужбы страны заподозрили ливийцев в организации покушения на крон-принца и будущего короля Абдуллу. С тех пор страны, мягко говоря, не дружат.
Истинная причина разрыва контракта, скорее всего, так и не будет известна. Восток – дело не только тонкое, но и непубличное, поэтому комментарии от официальных лиц совершенно точно будут весьма скупыми.
В связи с этим вдвойне любопытно, будут ли "Российские железные дороги" участвовать в повторном конкурсе на этот же участок дороги и если да, то какую цену предложат за реализацию проекта. Судя по тому, что зарубежные контракты у компании уже появились, в РЖД могут значительно поднять свои требования. И не слишком расстроиться, если право на строительство железной дороги отдадут другой компании.