Мировое сообщество всерьез займется борьбой с сомалийскими пиратами. Совбез ООН принял резолюцию, согласно которой иностранные военные корабли получили право в течение следующих шести месяцев свободно преследовать морских разбойников в территориальных водах Сомали. Документ был одобрен 15-ю странами единогласно.
В настоящее время в руках пиратов, промышляющих у берегов Сомали в Аденском заливе, находятся три судна. Первое из них - принадлежащий голландской компании сухогруз "Амия Скан", который перевозил груз из Кении в Румынию. В экипаж "Амии Скан" входят пятеро россиян. В настоящее время решается вопрос о силовом освобождении судна. Преступники угрожают убить заложников в случае, если по этому вопросу будет принято положительное решение.
Также пиратами захвачен являющийся собственностью немецкой компании сухогруз "Леманн Тимбер", капитаном которого, по некоторым данным, является гражданин РФ. Наконец, во власти пиратов находится принадлежащее мальтийскому судовладельцу грузовое судно "Ареан".
Перечисленные суда были захвачены морскими разбойниками в конце мая. Всего в течение года сомалийские пираты захватили более 25 судов. Цель их действий - получение выкупа. Нельзя сказать, что пираты особенно жестоки с заложниками. Также их нельзя назвать нечестными: получив деньги, захватчики действительно отпускают моряков.
Несмотря на эти безусловно положительные качества, а также на романтичность своего промысла, сомалийские пираты не вызывают у иностранных государств никаких положительных эмоций. И это понятно: из-за их активности (заметно усилившейся в этом году) движение по одному из самых оживленных торговых путей мира стало рискованным занятием. Неповоротливые и безоружные торговые суда являются легкой мишенью для флибустьеров 21 века, которые передвигаются на быстрых катерах и владеют солидными арсеналами оружия.
По идее защищать иностранцев от морских разбойников должны правоохранительные органы Сомали - той страны, в территориальных водах которой процветает преступный промысел. Однако власти этой африканской страны уже семнадцать лет объективно не могут уделять много внимания проблемам иностранных государств в целом и иностранных моряков в частности. С 1991 года в Сомали идет затяжная гражданская война. У страны объективно не хватает сил на организованную борьбу с пиратством. Властям приходится ограничиваться разовыми силовыми акциями.
Поэтому иностранные государства собрались решить проблему своих моряков самостоятельно. В конце апреля Франция, США и Великобритания объявили, что готовят резолюцию Совета безопасности ООН, которая позволит эффективно противодействовать сомалийским пиратам. Это случилось вскоре после того, как французский спецназ успешно освободил экипаж захваченной морскими разбойниками французской круизной яхты "Ле Понан". В ходе операции были задержаны шестеро пиратов.
Однако одна успешная операция - это не серьезная организованная работа, правомерность которой подкрепляется солидными международными документами. Именно такую работу, по всей видимости, начнут заинтересованные страны теперь, после подписания "антипиратской" резолюции.
Правда, документ не предусматривает полной свободы действий для иностранных борцов с морскими разбойниками. Перед началом спецоперации корабли должны будут подавать запрос властям Сомали. Однако, по всей видимости, это не станет серьезным препятствием. Власти Сомали не только не возражают против того, чтобы иностранцы сами разобрались с пиратами, но и всесторонне поддерживают эту идею.
Правда, неясно, что будет, если сомалийцы действительно лишатся возможности заниматься пиратством, которое уже успело стать их национальным промыслом. Какой новый способ пропитания найдут для себя жители разоренной войной страны - неизвестно.