Беспокойный собор

Вопросы веры довели "Наших" и диомидовцев до драки

Храм Христа Спасителя. Фото "Ленты.Ру"

Первые соборы христианской церкви проходили очень напряженно. Не раз доходило до драк между сторонниками различных учений, названия которых для современного светского человека и звучат-то дико и чуждо: ариане, несториане, монофизиты, оригениты, монофелиты, иконоборцы. На поместном соборе Русской православной церкви в 1654 году, отстаивая свою реформу, патриарх Никон избил епископа Павла Коломенского, которого старообрядцы ныне почитают как священномученика. Дрались пастыри – дралась и паства. Всякое бывало. И, как выяснилось, бывает и сейчас.

Участники Архиерейского собора Русской православной церкви, который открылся 24 июня в храме Христа Спасителя в Москве, не передрались. Напротив, в Зале церковных соборов царило полное согласие и единодушная поддержка патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который в своем трехчасовом докладе раскритиковал светскую концепцию прав человека, которая, по его мнению "вытесняет религиозные ценности" и "противостоит христианскому учению о свободе, достоинстве личности".

За соборными сценами единодушия и близко не было. Там с утра собрались сторонники главного возмутителя спокойствия в РПЦ Диомида, епископа Анадырского и Чукотского, чье выступление против церковных властей в марте 2007 года наделало много шума.

Диомид обвинил руководство РПЦ во главе с Алексием II в "отступлении от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения", в потворстве экуменизму (развитию межконфессионального диалога на мировом уровне) и в соглашательстве со светской властью, которую он называет "зачастую богоборческой".

Московская патриархия устами сначала председателя отдела внешних церковных связей Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, а затем и самого Алексия II объявила Диомида лжецом, невеждой и провокатором. Также была озвучена версия, что его выступление было инспирировано некими темными силами, которые противятся воссоединению РПЦ Московского патриархата с Русской зарубежной церковью (РПЦЗ).

Если эта версия и верна, то план "темных сил" провалился: 17 мая 2007 года процесс воссоединения церквей после 80-летнего раскола завершился подписанием Алексием II и зарубежным православным первоиерархом митрополитом Лавром Акта о каноническом общении.

Сторонники Диомида немногочисленны, но радикальны, броски и громки. Они не просто выступают за резкое осуждение и борьбу с гомосексуализмом, абортами, эвтаназией, алкоголизмом и наркоманией. Они также требуют отменить ИНН (в котором может быть скрыто "число Зверя") и паспорта нового образца (поскольку образец не был одобрен Госдумой), отказаться от мобильных телефонов и демократии (которая противоречит учению о богоданной власти, а также традиции соборности), а также немедленно прекратить вакцинацию (!) и глобализацию (!!!). "Большую восьмерку" они считают органом тайного мирового правительства (о национальности членов этого правительства догадайтесь сами), которое готовит пришествие единого мирового лидера, то бишь Князя мира сего, то бишь Антихриста.

Вообще-то любому христианину полагается всегда помнить о Конце света и неустанно готовиться к Страшному суду. Но тех, кто предрекает, что Конец света состоится вот-вот (в особенности, если при этом называется конкретная близкая дата), церковь не одобряет. Диомид и его единомышленники ничего подобного пока не предсказывали, что не мешает их противникам ставить его на одну доску с пензенскими сектантами-затворниками. Диомида обвиняют в мракобесии и стремлении загнать верующих в пещеры.

На Архиерейский собор, который будет обсуждать, в частности, деятельность Диомида, чукотский епископ не приехал, сославшись на плохое самочувствие.

* * *

Группа сторонников епископа Диомида. Фото
Группа сторонников епископа Диомида. Фото "Ленты.Ру"

Диомидовцы крайне необщительны. Их контакты с оппонентами сводятся главным образом к обвинениям в "жидовстве" и "масонстве". Как познали на себе активисты молодежного движения "Наши", они, кроме того, не прочь помахать и кулаками.

Диомидовцы сначала просто стояли у храма Христа Спасителя с плакатами "Побойтесь Бога, гонители Диомида!". Причем называли это "молитвенным стоянием", которое, в отличие от пикета, согласовывать с властями не надо. Сначала их были десятки, потом сотни, после чего молитвенное стояние сменилось крестным ходом вокруг храма.

Чтобы поддержать патриархию на улице к храму Христа Спасителя пришли активисты Православного корпуса прокремлевского молодежного движения "Наши" во главе с автором учебного пособия "Основы православной культуры" Борисом Якеменко, а также Союза православных граждан и Союза православных хоругвеносцев.

Диомидовцы, завидев "Наших" с решительными плакатами "Мы с Патриархом!", "Не позволим оскорблять Святейшего Патриарха!" и "Не хотим в чукотские пещеры!", пришли в ярость. После короткой перепалки, в ходе которой диомидовцев обозвали "раскольниками", а "Наших" – "жидами" и "отщепенцами", в ход пошли кулаки. У сторонников патриарха отбирали и рвали плакаты, сами они получили несколько тумаков. Диомидовцы с триумфом продолжили крестный ход.

"Наши", среди которых было много девушек, опешили и хотели было ретироваться. Лишь призывы комиссаров к стойкости поддерживали их боевой дух. Кроме того, на защиту "Наших" встала милиция, которой удалось предотвратить повторную встречу активистов с крестным ходом.

Пикет
Пикет "Наших". Фото Артема Ефимова, Лента.Ру

"Наши" переместились на площадь Пречистенские ворота, к памятнику Фридриху Энгельсу. К ним прибыла силовая поддержка в лице Добровольной молодежной дружины, которая отбила повторные атаки диомидовцев. Сами сторонники мятежного епископа, оставив за собой поле боя, провели на нем еще некоторое время, а затем разошлись. Пикет "Наших" у Энгельса простоял до вечера.

* * *

Уже когда все закончилось, у храма Христа Спасителя с той его стороны, которая обращена к реке, там, где стояли в ряд весьма представительного вида машины, корреспондента Ленты.Ру настиг охранник.

- Молодой человек, - обратился охранник к корреспонденту, - вы имеете какое-то отношение к православию?

- Крестили меня – мне еще годика не было, - чуть запнувшись, ответил корреспондент.

- Тут вообще-то закрытая территория, - сообщил охранник. – Обойдите с той стороны.

Корреспондент за время этого короткого диалога уже успел убедиться, что в непосредственной близости от храма ничего интересного не происходит, поэтому покорно развернулся и отправился на площадь Пречистенские ворота.

Там поклонники идеолога и практика суверенной демократии стояли на площади близ метро имени идеолога анархизма у подножия памятника идеологу марксизма с плакатами против православного радикализма. Была в этом какая-то ирония.

Церковь всегда справлялась и с внутренними нестроениями, шатаниями, привносимыми людьми, не до конца воцерковленными и просвещенными, проявляющими ревность не по разуму, подчас изолирующими себя из жизни церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Чуть в стороне стояли, тихо переговариваясь, Борис Якеменко и лидер Союза православных граждан Кирилл Фролов. К ним приблизился человек с первым томом университетского учебника по истории России в руках.

- У вас тут митинг? – спросил он.

- Да.

- А вы еще людей берете?

- Берем.

- А сколько?

Якеменко и Фролов не сразу (или сделали вид, что не сразу) поняли, что "сколько?".

- Нет, мы не платим за участие в акции, - спокойно сказал Фролов. – Здесь собрались люди, которые действительно так думают.

- А, понятно. – Человек с учебником выглядел несколько разочарованным. – Ну просто сейчас повсеместно такое происходит, я и спрашиваю...

-Нет, это не к нам, - отрезал Фролов.

Человек с учебником потерял интерес к акции и удалился.

подписаться Обсудить  
Украину снова ждет сложная зима? Зима близко
Украинские власти внезапно обнаружили энергетический коллапс
Сухуми Самоорганизация народа
Инцидент с участием силовиков грозит Абхазии социальным взрывом
Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов, депутат Национального собрания Франции Николя Дюик, депутат Национального собрания Франции и сопредседатель ассоциации «Франко-российский диалог» Тьерри Мариани в Севастополе Крымские каникулы
Может ли Украина запретить иностранным гражданам поездки на полуостров
Без обмана
Как не пострадать при покупке квартиры на кризисном рынке
Сдавайтесь, вы окружены
Десять российских городов с самой доступной арендой жилья
У кого нет миллиарда — могут... остаться
История о домохозяйке, которая создала рай на земле за 15 тысяч долларов
Может быть — в Питер, и все образуется
Сколько стоит арендный роман с Северной столицей
С небес на землю
Стоит ли покупать квартиру в малоэтажном жилом комплексе?
Присяга воинов-иудеев Путь Трумпельдора
О русском офицере, ставшем национальным героем Израиля
Успех — у государств с национальным «ромбом»
Книга Майкла Портера «Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран»
Отряды шиитской милиции в иракском городе Басра, на митинге протеста против ИГ «ИГ занял нишу левой идеологии»
Политологи о причинах появления «Исламского государства» и способах борьбы с ним
Город-нора против хипстерского урбанизма
Социолог Виктор Вахштайн о том, почему Москва — это мегаполис для приезжих
Креативный человек против пещерного
Бизнес-стратеги о мире-2035, работе будущего и эволюции человеческих ценностей
Крепость Осовец
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
«Мы живем в момент перехода к полицентричному миру»
Директор Института Европы РАН Алексей Громыко о проекте «Большая Европа»