Беспокойный собор

Вопросы веры довели "Наших" и диомидовцев до драки

Храм Христа Спасителя. Фото "Ленты.Ру"

Первые соборы христианской церкви проходили очень напряженно. Не раз доходило до драк между сторонниками различных учений, названия которых для современного светского человека и звучат-то дико и чуждо: ариане, несториане, монофизиты, оригениты, монофелиты, иконоборцы. На поместном соборе Русской православной церкви в 1654 году, отстаивая свою реформу, патриарх Никон избил епископа Павла Коломенского, которого старообрядцы ныне почитают как священномученика. Дрались пастыри – дралась и паства. Всякое бывало. И, как выяснилось, бывает и сейчас.

Участники Архиерейского собора Русской православной церкви, который открылся 24 июня в храме Христа Спасителя в Москве, не передрались. Напротив, в Зале церковных соборов царило полное согласие и единодушная поддержка патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который в своем трехчасовом докладе раскритиковал светскую концепцию прав человека, которая, по его мнению "вытесняет религиозные ценности" и "противостоит христианскому учению о свободе, достоинстве личности".

За соборными сценами единодушия и близко не было. Там с утра собрались сторонники главного возмутителя спокойствия в РПЦ Диомида, епископа Анадырского и Чукотского, чье выступление против церковных властей в марте 2007 года наделало много шума.

Диомид обвинил руководство РПЦ во главе с Алексием II в "отступлении от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения", в потворстве экуменизму (развитию межконфессионального диалога на мировом уровне) и в соглашательстве со светской властью, которую он называет "зачастую богоборческой".

Московская патриархия устами сначала председателя отдела внешних церковных связей Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, а затем и самого Алексия II объявила Диомида лжецом, невеждой и провокатором. Также была озвучена версия, что его выступление было инспирировано некими темными силами, которые противятся воссоединению РПЦ Московского патриархата с Русской зарубежной церковью (РПЦЗ).

Если эта версия и верна, то план "темных сил" провалился: 17 мая 2007 года процесс воссоединения церквей после 80-летнего раскола завершился подписанием Алексием II и зарубежным православным первоиерархом митрополитом Лавром Акта о каноническом общении.

Сторонники Диомида немногочисленны, но радикальны, броски и громки. Они не просто выступают за резкое осуждение и борьбу с гомосексуализмом, абортами, эвтаназией, алкоголизмом и наркоманией. Они также требуют отменить ИНН (в котором может быть скрыто "число Зверя") и паспорта нового образца (поскольку образец не был одобрен Госдумой), отказаться от мобильных телефонов и демократии (которая противоречит учению о богоданной власти, а также традиции соборности), а также немедленно прекратить вакцинацию (!) и глобализацию (!!!). "Большую восьмерку" они считают органом тайного мирового правительства (о национальности членов этого правительства догадайтесь сами), которое готовит пришествие единого мирового лидера, то бишь Князя мира сего, то бишь Антихриста.

Вообще-то любому христианину полагается всегда помнить о Конце света и неустанно готовиться к Страшному суду. Но тех, кто предрекает, что Конец света состоится вот-вот (в особенности, если при этом называется конкретная близкая дата), церковь не одобряет. Диомид и его единомышленники ничего подобного пока не предсказывали, что не мешает их противникам ставить его на одну доску с пензенскими сектантами-затворниками. Диомида обвиняют в мракобесии и стремлении загнать верующих в пещеры.

На Архиерейский собор, который будет обсуждать, в частности, деятельность Диомида, чукотский епископ не приехал, сославшись на плохое самочувствие.

* * *

Группа сторонников епископа Диомида. Фото
Группа сторонников епископа Диомида. Фото "Ленты.Ру"

Диомидовцы крайне необщительны. Их контакты с оппонентами сводятся главным образом к обвинениям в "жидовстве" и "масонстве". Как познали на себе активисты молодежного движения "Наши", они, кроме того, не прочь помахать и кулаками.

Диомидовцы сначала просто стояли у храма Христа Спасителя с плакатами "Побойтесь Бога, гонители Диомида!". Причем называли это "молитвенным стоянием", которое, в отличие от пикета, согласовывать с властями не надо. Сначала их были десятки, потом сотни, после чего молитвенное стояние сменилось крестным ходом вокруг храма.

Чтобы поддержать патриархию на улице к храму Христа Спасителя пришли активисты Православного корпуса прокремлевского молодежного движения "Наши" во главе с автором учебного пособия "Основы православной культуры" Борисом Якеменко, а также Союза православных граждан и Союза православных хоругвеносцев.

Диомидовцы, завидев "Наших" с решительными плакатами "Мы с Патриархом!", "Не позволим оскорблять Святейшего Патриарха!" и "Не хотим в чукотские пещеры!", пришли в ярость. После короткой перепалки, в ходе которой диомидовцев обозвали "раскольниками", а "Наших" – "жидами" и "отщепенцами", в ход пошли кулаки. У сторонников патриарха отбирали и рвали плакаты, сами они получили несколько тумаков. Диомидовцы с триумфом продолжили крестный ход.

"Наши", среди которых было много девушек, опешили и хотели было ретироваться. Лишь призывы комиссаров к стойкости поддерживали их боевой дух. Кроме того, на защиту "Наших" встала милиция, которой удалось предотвратить повторную встречу активистов с крестным ходом.

Пикет
Пикет "Наших". Фото Артема Ефимова, Лента.Ру

"Наши" переместились на площадь Пречистенские ворота, к памятнику Фридриху Энгельсу. К ним прибыла силовая поддержка в лице Добровольной молодежной дружины, которая отбила повторные атаки диомидовцев. Сами сторонники мятежного епископа, оставив за собой поле боя, провели на нем еще некоторое время, а затем разошлись. Пикет "Наших" у Энгельса простоял до вечера.

* * *

Уже когда все закончилось, у храма Христа Спасителя с той его стороны, которая обращена к реке, там, где стояли в ряд весьма представительного вида машины, корреспондента Ленты.Ру настиг охранник.

- Молодой человек, - обратился охранник к корреспонденту, - вы имеете какое-то отношение к православию?

- Крестили меня – мне еще годика не было, - чуть запнувшись, ответил корреспондент.

- Тут вообще-то закрытая территория, - сообщил охранник. – Обойдите с той стороны.

Корреспондент за время этого короткого диалога уже успел убедиться, что в непосредственной близости от храма ничего интересного не происходит, поэтому покорно развернулся и отправился на площадь Пречистенские ворота.

Там поклонники идеолога и практика суверенной демократии стояли на площади близ метро имени идеолога анархизма у подножия памятника идеологу марксизма с плакатами против православного радикализма. Была в этом какая-то ирония.

Церковь всегда справлялась и с внутренними нестроениями, шатаниями, привносимыми людьми, не до конца воцерковленными и просвещенными, проявляющими ревность не по разуму, подчас изолирующими себя из жизни церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Чуть в стороне стояли, тихо переговариваясь, Борис Якеменко и лидер Союза православных граждан Кирилл Фролов. К ним приблизился человек с первым томом университетского учебника по истории России в руках.

- У вас тут митинг? – спросил он.

- Да.

- А вы еще людей берете?

- Берем.

- А сколько?

Якеменко и Фролов не сразу (или сделали вид, что не сразу) поняли, что "сколько?".

- Нет, мы не платим за участие в акции, - спокойно сказал Фролов. – Здесь собрались люди, которые действительно так думают.

- А, понятно. – Человек с учебником выглядел несколько разочарованным. – Ну просто сейчас повсеместно такое происходит, я и спрашиваю...

-Нет, это не к нам, - отрезал Фролов.

Человек с учебником потерял интерес к акции и удалился.

Обсудить  

Другие материалы рубрики

09:26 23 октября 2014

Это клиника

«Лента.ру» поговорила с врачами о реформе здравоохранения и ее последствиях
16:26 29 октября 2014
Николай Сванидзе

«Народ у нас бедный и закомплексованный»

Николай Сванидзе объяснил, почему россиян так раздражает любое разделение по национальному признаку

Россия

«Все хорошие люди здесь»
Истории жертв политических репрессий
Заседание патриотической платформы партии «Единая Россия», 31 октября 2014 года Мобилизация умов
Как в партии власти собираются укреплять национальное единство
Николай Сванидзе «Народ у нас бедный и закомплексованный»
Николай Сванидзе объяснил, почему россиян так раздражает любое разделение по национальному признаку
Кому на Руси жить хорошо?
Проект «Ленты.ру» по изучению элиты — этнический состав богатейших граждан России

Построить за два часа
Загородный дом — это не так долго и дорого, как вы думаете
Снаружи и внутри
Самые маленькие дома в мире гораздо просторнее, чем кажутся
А в цеху его нет...
Московские промзоны, которые расстались со своим заводским прошлым
Отымущество
Все, что вы хотели знать о новом налоге на недвижимость, но боялись спросить
На районе
15 столичных достопримечательностей рядом с вашим домом
Жизнь для тех, кто готов войти в легенду
Символ роскошной жизни, раскинувшийся на берегу Москвы-реки

Первая мировая

1914. Шпионки-демимонденки на службе кайзера
Французское бюро сообщает о шпионской организации, состоящей из женщин легкого поведения
Война зверей
Галерея животных, втянутых людьми в мировую бойню
Побудь в моей коже
История о том, как летная куртка первых военных авиаторов превратилась в униформу скинхедов и готов

Библиотека

Конкурс страха и трепета
Отбор рассказов закончен, приступаем к голосованию
Худосочный
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
Крепость Осовец
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
Хенд-мейд со скидкой
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
Бабка Фросина, ведьма и кошка Нюська
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»
Наш брат — Бабхэ
Охотничий рассказ бывалого человека на конкурс страшилок «Ленты.ру»
Одиночество больших городов
Конкурс читательских рассказов «Ленты.ру»