Все по плану

О ходе испытаний нового российского истребителя Су-35БМ

Су-35БМ. Фото с сайта airwar.ru

Первый полет нового российского истребителя состоялся 19 февраля 2008 года. Важность события была подчеркнута визитом 20 февраля на испытательный полигон тогда еще президента РФ Владимира Путина и его будущего преемника Дмитрия Медведева.

Истребитель "Су" c индексом "35" ранее уже поднимался в воздух – в апреле 1992 года. Однако тогда это были лишь первые попытки модернизации всем известного Су-27. В период с 1992 по 1995 год ВВС России даже получили 12 серийных Су-35, однако из-за недостаточного финансирования работы по их дальнейшему производству были свернуты, а поставленные машины в основном использовались для испытаний и демонстрационных полетов.

Новый Су-35 имеет дополнительный буквенный индекс БМ, что означает "Большая Модернизация". Его разработка началась в конце 1990-х годов, когда остро встал вопрос об обновлении парка авиационной техники ВВС России. В отличие от первого Су-35, новая машина оборудована передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой "Ирбис" и двигателями 117С (разработки НПО "Сатурн") с изменяемыми векторами тяги. Внешне Су-35БМ практически не отличается от Су-27 за исключением горизонтального оперения, которое было сохранено только на первых Су-35.

По словам летчика-испытателя ОКБ "Сухой" Сергея Богдана, новый самолет отличается от предшественников, в первую очередь, работой системы управления. Наличие более мощного искусственного интеллекта позволяет компенсировать неровности поведения машины в различных режимах полета, которые летчик вынужден учитывать на других самолетах. Новый российский истребитель создается таким образом, чтобы он мог летать и воевать в условиях, где "классические" истребители не могут вести боевые действия. Самолеты поколения "4++", к которым относиться Су-35БМ, позволяют работать в широчайшем диапазоне высот и скоростей.

Произвела приятные впечатления на летчика-испытателя и работа новых двигателей 117С с уникальной системой дистанционного управления СДУ-Д. Разработанная НПО "Сатурн" силовая установка имеет форсажную тягу в 14,5 тонны, что на 16 процентов больше по сравнению со стандартным двигателем АЛ-31Ф (первый летный экземпляр Су-35БМ с таким двигателем был продемонстрирован в 2007 году). Управляемый вектор тяги и экономичность 117С обеспечивают более высокую маневренность и дальность полета.

Двигатели 117С. Фото НПО
Двигатели 117С. Фото НПО "Сатурн"

При первом полете новый Су-35БМ сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов. Во время полета Су-35БМ выполнял разгон на максимальном бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. В ходе последнего на данный момент полета (13 по счету!) летчиком-испытателем Сергеем Богданом были отмечены интересные особенности Су-35БМ - на бесфорсажном режиме самолет, находясь на небольшом сверхзвуке, продолжал разгоняться. Это означает, что машина при определенном весе и высотно-скоростном диапазоне способна переходить в так называемый "суперкрейсерский" режим полета (лететь на сверхзвуке без форсажа). Из всех серийных истребителей такой способностью обладают только МиГ-31 и F-22A Raptor.

Еще одна новинка двигателя – использование управляемого вектора тяги, что существенно повышает безопасность выполнения полетов. Самолет не "сваливается" и сохраняет управляемость практически на любых скоростях.

Увеличенная тяговооруженность улучшает характеристики разгона Су-35БМ. За счет этого летчику легче уйти от противника или сократить до него расстояние.

Самолет эффективно маневрирует не только на режимах "сверхманевренности", но и в относительно простых режимах полета, с выходом на малые скорости – 200 километров в час и менее.

Установка на Су-35БМ РЛС "Ирбис" и использование передовой системы управления огнем позволили Су-35БМ сопровождать до 30 воздушных целей и одновременно обстреливать восемь из них. Дальность обнаружения воздушных целей достигает 400 километров. Самолеты со свойствами малозаметности (“Стэлс”) новый радар способен обнаруживать на расстоянии до 90 километров.

Летно-технические характеристики Су-35БМ
размах крыла - 14,7 м длина - 21,9 м высота - 5,9 м площадь крыла - 62,00 м2
вес пустого самолета - 16,5 т нормальный взлетный вес - 25,5 т максимальный взлетный вес - 38,8 т силовая установка - 2 ТРД 117С, с форсажной тягой 14,5 тонны и управляемым вектором тяги максимальная скорость на высоте - 2600 км/ч крейсерская скорость - около 1000 км/ч радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета - до 2000 километров практический потолок – 18,500 м максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g
экипаж - 1 человек вооружение - встроенное: 1 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Подвесное: до 8 тонн на 12 узлах подвески.

Су-35БМ имеет усиленную конструкцию планера, однако за счет облегченного бортового радиооборудования масса сухого самолета практически не отличается от Су-27 - 16,5 тонны. Усиление планера, в свою очередь, позволило увеличить максимальный взлетный вес машины до 38,8 тонны. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35БМ несет 11,5 тонны против 9,4 на Су-27). Помимо этого Су-35 оснащается системой дозаправки в воздухе и может использовать подвесные топливные баки объемом 3 тонны.

Боевая нагрузка Су-35БМ осталась такой же, как на Су-27 - 8 тонн. Количество узлов подвески возросло с 10 до 12. Система управления вооружением позволяет самолету применять практически все современные управляемые и неуправляемые авиационные боеприпасы российского производства, за исключением тяжелых бомб и ракет, разработанных для использования бомбардировщиками стратегической авиации.

По своим характеристикам Су-35БМ превосходит натовские истребители – "Мираж", "Грипен", "Хорнет", "Тайфун" и "Рафаль", что позволяет ему претендовать на значительную долю мирового рынка авиационной техники в своем сегменте. Из наиболее серьезных конкурентов можно выделить американский модернизированный истребитель F/A-18E/F Super Hornet. Кстати, первым покупателем истребителя Су-35БМ может стать Венесуэла. Машина очень приглянулась президенту этой южноамериканской страны - Уго Чавесу .

Согласно принятой в 2006 году государственной программе вооружений на 2006-15 годы, в России в скором времени должно начаться серийное производство Су-35БМ и их поставка в военно-воздушные силы. Остается надеяться, что программа реализуется полностью и в срок и, главное, чтобы через каких-то 5-7 лет российским авиационным конструкторам не пришлось заново обновлять модели некогда передовых истребителей.

Обсудить  
08:45 18 марта 2015
Алексей Леонов в открытом космическом пространстве, 1965 год

«Нас нашли не сразу»

Полвека назад Алексей Леонов стал первым человеком в открытом космосе
Дита Фон Тиз в бокале шампанского Игра в бокале
Мало какое вино вызывает столько симпатий, как шампанское
Десять вещей, за которые любят Лондон
Другие города: Бродячие лисы, чистый воздух и разноцветная толпа на улицах британской столицы
Жена напрокат
Церемония «брак на час» стала хитом среди живущих в Европе мусульман
Джаред Лето Выходные в стране: визит Джареда Лето, гольф на Байкале и яхты в Сочи
Куда поехать отдохнуть в субботу и воскресенье
Десятой необходимости
Самые дорогие игрушки для взрослых на международных аукционах
Призрак недостроя
Как вовремя распознать проблемную строительную компанию
Европа против Бутово
Что сегодня можно купить за рубежом, продав квартиру на окраине Москвы
Лучше страны не найдешь
Топ-20 стран мира с реактивно дорожающим жильем
Редкий вид
Ипотека по приемлемым ставкам — где ее искать?
Рай для хакера
Топ-10 лучших городов мира с точки зрения IT-специалистов
Ловушки времени
Как в годы Первой мировой Германия, Англия, Россия и США перестали транжирить дневной свет
Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
Первые заградотряды Первой мировой войны
Царь-танк Плоды сумрачных гениев
Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
Вернуть потерянное лицо
Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
an official and four railway workers(?)riding on a railroad handcar.

Дороги империи
Российские железные дороги в Первой мировой
Фрагмент русской открытки выпуска 1914- 1915 годов 1915. Поручик Куприн о войне
Патриотическое эссе русского писателя о мясницкой психологии германцев и российской терпимости
Группа офицеров 2-го Дагестанского конного полка у стен Петроградской мечети, 1917 год Дикая доблесть Кавказа
Путь гордых джигитов по полям сражений Первой мировой войны
«ИГ создали все»
Представитель Демпартии Курдистана Хошави Бабакр об истоках «Исламского государства» и перспективах курдов обрести независимость
«Наука противостоит возврату в Средневековье»
Книга современных британских марксистов Алана Вудса и Теда Гранта «Бунтующий разум: Марксистская философия и современная наука»
«Миграционной политики у нас нет»
Политолог Владимир Малахов о просчетах в европейской и российской миграционных политиках и беспочвенной озабоченности нашествием мигрантов
«Консервативная стратегия обязана обслуживать развитие»
Историк Александр Пыжиков о том, почему разработанные царской бюрократией реформы не потеряли актуальности
Активисты национал-большевистской партии (НБП) Русские придут
Директор ИАЦ «Сова» о прошлом, настоящем и будущем русского национализма
Участница «Царского Русского Марша» в честь 400-летия царственного Дома Романовых в Москве «Мы же русские люди, мы другие»
Директор РИСИ Леонид Решетников о противостоянии с США, повороте на Восток и возвращении традиций
«Почему нас шокирует будущее»
Книга статистика Нейта Сильвера «Сигнал и шум: почему одни прогнозы сбываются, а другие — нет»