Все по плану

О ходе испытаний нового российского истребителя Су-35БМ

Су-35БМ. Фото с сайта airwar.ru

Первый полет нового российского истребителя состоялся 19 февраля 2008 года. Важность события была подчеркнута визитом 20 февраля на испытательный полигон тогда еще президента РФ Владимира Путина и его будущего преемника Дмитрия Медведева.

Истребитель "Су" c индексом "35" ранее уже поднимался в воздух – в апреле 1992 года. Однако тогда это были лишь первые попытки модернизации всем известного Су-27. В период с 1992 по 1995 год ВВС России даже получили 12 серийных Су-35, однако из-за недостаточного финансирования работы по их дальнейшему производству были свернуты, а поставленные машины в основном использовались для испытаний и демонстрационных полетов.

Новый Су-35 имеет дополнительный буквенный индекс БМ, что означает "Большая Модернизация". Его разработка началась в конце 1990-х годов, когда остро встал вопрос об обновлении парка авиационной техники ВВС России. В отличие от первого Су-35, новая машина оборудована передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой "Ирбис" и двигателями 117С (разработки НПО "Сатурн") с изменяемыми векторами тяги. Внешне Су-35БМ практически не отличается от Су-27 за исключением горизонтального оперения, которое было сохранено только на первых Су-35.

По словам летчика-испытателя ОКБ "Сухой" Сергея Богдана, новый самолет отличается от предшественников, в первую очередь, работой системы управления. Наличие более мощного искусственного интеллекта позволяет компенсировать неровности поведения машины в различных режимах полета, которые летчик вынужден учитывать на других самолетах. Новый российский истребитель создается таким образом, чтобы он мог летать и воевать в условиях, где "классические" истребители не могут вести боевые действия. Самолеты поколения "4++", к которым относиться Су-35БМ, позволяют работать в широчайшем диапазоне высот и скоростей.

Произвела приятные впечатления на летчика-испытателя и работа новых двигателей 117С с уникальной системой дистанционного управления СДУ-Д. Разработанная НПО "Сатурн" силовая установка имеет форсажную тягу в 14,5 тонны, что на 16 процентов больше по сравнению со стандартным двигателем АЛ-31Ф (первый летный экземпляр Су-35БМ с таким двигателем был продемонстрирован в 2007 году). Управляемый вектор тяги и экономичность 117С обеспечивают более высокую маневренность и дальность полета.

Двигатели 117С. Фото НПО
Двигатели 117С. Фото НПО "Сатурн"

При первом полете новый Су-35БМ сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов. Во время полета Су-35БМ выполнял разгон на максимальном бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. В ходе последнего на данный момент полета (13 по счету!) летчиком-испытателем Сергеем Богданом были отмечены интересные особенности Су-35БМ - на бесфорсажном режиме самолет, находясь на небольшом сверхзвуке, продолжал разгоняться. Это означает, что машина при определенном весе и высотно-скоростном диапазоне способна переходить в так называемый "суперкрейсерский" режим полета (лететь на сверхзвуке без форсажа). Из всех серийных истребителей такой способностью обладают только МиГ-31 и F-22A Raptor.

Еще одна новинка двигателя – использование управляемого вектора тяги, что существенно повышает безопасность выполнения полетов. Самолет не "сваливается" и сохраняет управляемость практически на любых скоростях.

Увеличенная тяговооруженность улучшает характеристики разгона Су-35БМ. За счет этого летчику легче уйти от противника или сократить до него расстояние.

Самолет эффективно маневрирует не только на режимах "сверхманевренности", но и в относительно простых режимах полета, с выходом на малые скорости – 200 километров в час и менее.

Установка на Су-35БМ РЛС "Ирбис" и использование передовой системы управления огнем позволили Су-35БМ сопровождать до 30 воздушных целей и одновременно обстреливать восемь из них. Дальность обнаружения воздушных целей достигает 400 километров. Самолеты со свойствами малозаметности (“Стэлс”) новый радар способен обнаруживать на расстоянии до 90 километров.

Летно-технические характеристики Су-35БМ
размах крыла - 14,7 м длина - 21,9 м высота - 5,9 м площадь крыла - 62,00 м2
вес пустого самолета - 16,5 т нормальный взлетный вес - 25,5 т максимальный взлетный вес - 38,8 т силовая установка - 2 ТРД 117С, с форсажной тягой 14,5 тонны и управляемым вектором тяги максимальная скорость на высоте - 2600 км/ч крейсерская скорость - около 1000 км/ч радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета - до 2000 километров практический потолок – 18,500 м максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g
экипаж - 1 человек вооружение - встроенное: 1 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Подвесное: до 8 тонн на 12 узлах подвески.

Су-35БМ имеет усиленную конструкцию планера, однако за счет облегченного бортового радиооборудования масса сухого самолета практически не отличается от Су-27 - 16,5 тонны. Усиление планера, в свою очередь, позволило увеличить максимальный взлетный вес машины до 38,8 тонны. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35БМ несет 11,5 тонны против 9,4 на Су-27). Помимо этого Су-35 оснащается системой дозаправки в воздухе и может использовать подвесные топливные баки объемом 3 тонны.

Боевая нагрузка Су-35БМ осталась такой же, как на Су-27 - 8 тонн. Количество узлов подвески возросло с 10 до 12. Система управления вооружением позволяет самолету применять практически все современные управляемые и неуправляемые авиационные боеприпасы российского производства, за исключением тяжелых бомб и ракет, разработанных для использования бомбардировщиками стратегической авиации.

По своим характеристикам Су-35БМ превосходит натовские истребители – "Мираж", "Грипен", "Хорнет", "Тайфун" и "Рафаль", что позволяет ему претендовать на значительную долю мирового рынка авиационной техники в своем сегменте. Из наиболее серьезных конкурентов можно выделить американский модернизированный истребитель F/A-18E/F Super Hornet. Кстати, первым покупателем истребителя Су-35БМ может стать Венесуэла. Машина очень приглянулась президенту этой южноамериканской страны - Уго Чавесу .

Согласно принятой в 2006 году государственной программе вооружений на 2006-15 годы, в России в скором времени должно начаться серийное производство Су-35БМ и их поставка в военно-воздушные силы. Остается надеяться, что программа реализуется полностью и в срок и, главное, чтобы через каких-то 5-7 лет российским авиационным конструкторам не пришлось заново обновлять модели некогда передовых истребителей.

подписатьсяОбсудить
08:57 Сегодня

Пепел Вашингтона

Как Россия пыталась остановить войну между США и Англией за Канаду
06:50 21 января 2016
Девятая планета Солнечной системы в представлении художника

«Она огромна»

Первооткрыватель девятой планеты Солнечной системы о новом космическом теле
00:01 13 февраля 2016

Кто не понял, тот поймет

Все, что надо знать о главном научном открытии десятилетия: версия для чайников
Запуск противоракеты SM-3 с борта крейсера ВМС США «Лейк Эри», сентябрь 2013 годаНикто не хотел убирать
Ядерное разоружение никак не выйдет из тупика
Торговые войны
Как полиция ловит на живца
Sally Abrahamsen, of Pompano Beach, Fla., right, holds a Glock 42 handgun while shopping for a gun at the National Armory gun store and gun range, Tuesday, Jan. 5, 2016, in Pompano Beach, Fla. President Barack Obama unveiled his plan Tuesday to tighten control and enforcement of firearms in the U.S. At left is salesperson T.J. O'Reilly. (AP Photo/Lynne Sladky)Вооружен и не опасен
Как оружейное лобби помогает строить гражданское общество
Лояльность и ее излишки
Почему в руководстве силовых ведомств были проведены перестановки
Генпрокуратура меняет лицо
Облик ведомства будет формировать новый пресс-секретарь
Мгновенная красота
Дикая природа в фотоэкспозиции фестиваля «Первозданная Россия»
Антальная распродажа
Владельцы турецких отелей ищут покупателей из-за отсутствия российских туристов
«Постепенно литература превращается для меня в смысл жизни»
Разговор с победителем конкурса путевых заметок «Ленты.ру»
Конкурс путевых заметок
Подводим итоги голосования
Турист новорожденный
Как британка отправилась в долгое путешествие с трехмесячным ребенком
Боди-позитив в полный рост
Манекенщицы с пышными формами захватили подиумы и глянцевые обложки
Одна морда
В Instagram ищут и находят своих двойников из мира животных
Страна вечной пятницы
Кто сместил россиян с пьедестала самой пьющей нации в мире
Выступление Бейонсе на Super Bowl, 7 февраля 2016Поскользнулся, упал...
Топ-7 видеороликов с потерявшими равновесие знаменитостями
Дошел до ручки
Фотоистория сибиряка, который любит коллекционировать... все
Флагман.ио
Сможет ли Cadillac навязать борьбу немцам с новым роскошным седаном CT6
Крутотень по-американски
От танка до лимузина: самые-самые «Кадиллаки» последних ста лет
Внедорогие-4
Лонг-тест четырех внедорожников: часть четвертая, заключительная
Странная парочка
Самые непопулярные автомобили на российском рынке
Механик, давай!
Как рекламируют недвижимость: видео, достойные внимания психиатров и наркологов
А черный лебедь на пруду
Шокирующие прогнозы для рынка недвижимости: от уже сбывшегося к ожидаемому
Как скачать ремонт
Десять полезных онлайн-сервисов для тех, кто решил улучшить свое жилье
Соседи на тропе войны
Конфликты на лестничной клетке: кто виноват и что делать?