17 июля в России стартует прокат нового фильма режиссера Гильермо дель Торо "Хеллбой II: Золотая армия". Благодаря тому, что права на сиквел фильма "Хеллбой" 2004 года перешли от Sony к Universal, полюбившийся многим герой с сигарой в зубах вновь получил возможность оказать услугу человечеству, а режиссер - размяться перед съемками "Хоббита".
Во втором фильме неотесанный краснокожий здоровяк-демон, взращенный на американской военной базе, отправляется спасать мир людей, к которым он также себя причисляет, от Золотой армии. Эту несокрушимую силу механических монстров пытается вернуть к жизни принц эльфов Нуада. Принца приводит в бешенство необходимость сосуществовать с миром людей, загадивших планету и понастроивших везде свои парковки. Чтобы исполнить свой план, Нуада должен собрать три части короны, которая позволит ему управлять Золотой армией. Однако его планы нарушает родная сестра Нуала, которая бежит с одной из частей короны, чтобы не допустить войны.
Спасать мир Хеллбой (Рон Перлман) отправляется не один, а вместе с командой, в которую входит водоплавающий интеллигент-ихтиандр Эйб Сапиенс (Даг Джонс), а также огненная красотка Лиз (Сельма Блэр), по совместительству являющаяся дамой сердца Хеллбоя или Красного, как она его называет. Новичок в команде - в прямом смысле слова безликий немецкий бюрократ Иоганн Краусc. Этот персонаж привносит значительную долю юмора в картину, а также уравновешивает пыл главного героя, который предпочитает сначала стрелять, потом разговаривать, и уж только потом думать. Кстати, Краусc чертовски похож на доктора Стрейнджлава из культового фильма Стэнли Кубрика 1964 года.
Поскольку практически с самого начала зрители узнают, что подружка Красного забеременела, то картина превращается в love story. Благодаря этому в фильме появилась милейшая сцена, в которой Хеллбой и Эйб, порядком набравшись пива, поют "Can't Smile Without You" Барри Манилоу. Битва за лучшее будущее для человечества, метания Хеллбоя, которому предстоит определиться с кем он – с людьми или с миром чудовищ, - все это блекнет на фоне романтических отношений главных героев.
Второго "Хеллбоя" отличает более продуманный сюжет, далеко не идеальный, однако и не такой придурковатый, с откровенными ляпами, как в первом фильме. В сиквеле Дель Торо не был обременен необходимостью раскрывать историю происхождения краснокожего здоровяка и всех прочих персонажей фильма. Это явно пошло картине на пользу, поскольку режиссер, который является также и сценаристом фильма, смог за счет дополнительного времени развернуть истории второстепенных персонажей - Эйба и принцессы Нуалы (еще одна влюбленная парочка). Ну а то, что зритель не узнает всю подноготную Хеллбоя, цельности этого персонажа совершенно не рушит.
Скромным новый фильм Дель Торо не назовешь, поскольку столь яркого, роскошного визуального ряда и персонажей в голливудских фильмах давненько уже не было. "Хеллбой II" - просто-таки ярмарка монстров и уродов, которых повытаскивал из своих темных шкафов режиссер и натравил на зашедшего поглазеть на экран зрителя. Кульминации этот бестиарий достигает в сцене с рынком троллей, столь густонаселенным диковинными персонажами, что кинокритики сравнивают его с кантиной на Татуине из "Звездных воин". Здесь и злобные зубные феи, и гоблины, и тролли, и эльфы, и десятки других персонажей. К этому паноптикуму можно добавить и главных персонажей фильма, которые являются такими же замечательными монстрами, как и все остальные.
Чрезвычайно занятно выполнено и вступление, в котором рассказывается о происхождении Золотой Армии. Дель Торо передал историю древнего противостояния людей и фантастических существ через образы деревянных кукол, устроив им запоминающийся и красочный бенифис.
Во многом тот пир красок, который использовал режиссер в "Хеллбое", является заслугой постоянного оператора Дель Торо - Гильермо Наварро. Они уже в пятый раз сотрудничают друг с другом и, похоже, что не в последний. По крайне мере, ранее их совместные работы были чрезвычайно успешны. Так, за "Лабиринт Фавна" Наварро получил в 2007 году "Оскара" за лучшую операторскую работу, а Дель Торо, благодаря мастерству оператора, - до жути реалистичный фильм.
Подведем итоги. Гильермо дель Торо снял картину, которая не стремится быть блокбастером. Являясь отражением яркого и немного безумного воображения режиссера, второй "Хеллбой", снятый под присмотром Universal, желает казаться картиной независимой студии, не претендуя на гигантские сборы. Фильм притворяется лентой для своих, тех, кто понимает и помнит первую экранизацию комикса Майка Миньолы о краснокожем бугае.
Однако прокатная судьба "Хеллбоя" для Дель Торо чертовски важна. Следующий проект режиссера - "Хоббит", фильм, для создания которого умение мексиканца рассказывать сказки необходимо. И хотя Дель Торо уже утвержден на посту режиссера, от удачи "Хеллбоя" зависит довольно многое, например, творческая свобода команды, которая будет работать над фильмом. А там, чем черт не шутит, появится и третий "Хеллбой".